СЕМЬЯ [ family ]стр. 3
Статья коллектива авторов из кн.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, тома: 1-86, СПб, 1890.
2.2. Доисторическая семья (групповая семья)
До Моргана (см.), несмотря на то что уже были накоплены огромные этнографические материалы о диких и полудиких народах, долгое время никто не пользовался этими данными, чтобы по явным переживаниям далекого прошлого судить о том, какой семейный строй существовал в доисторические времена. Это зависело прежде всего от недостаточного изучения правовых обычаев современных нам дикарей, а затем и от недостаточного применения сравнительного года в этой области истории права, в силу чего, во-первых, все, что узнавалось о половых порядках дикарей, сводилось к полигамии (см.) и к полиандрии (см.) и признавалось ничем не обузданною половою безнравственностью или же странным обычаем, и, во-вторых, патриархальная семья считалась древнейшей и отождествлялась, за выключением из нее многоженства, с современной семьей. Предполагалось, таким образом, что семья вообще не испытала никакого исторического развития (Фр. Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Киев, 1899). Со времен Бахофена (см. Гетеризм) и в Европе появляется целый ряд научных исследований доисторической семьи, и если весь этнографический материал по этому вопросу еще не вполне исчерпан, то можно, во всяком случае, признать, что он уже в значительной степени использован. Труды представителей школы Моргана-Бахофена систематизированы и дополнены Шредером (E. A. Schroeder, "Das Recht in der geschlechtlichen Ordnung", Лпц., 1896). Нижеизложенная схема доисторических периодов развития групповой семьи заимствована преимущественно у Шредера с необходимыми дополнениями и поправками по новейшим исследованиям представителей других школ.
Прежде всего является
2.2.1. Первобытная семья
Первобытная семья, допускающая всякие половые общения внутри семьи и не допускающая таковых с индивидами, не принадлежащими к составу семьи. Для выхода из животного состояния первобытные люди должны были заменить недостающую индивиду способность самообороны соединенной силой и совместным действием. Ради той же самообороны и для защиты образующейся человечности первобытные люди должны были, во избежание неминуемого регресса, всячески препятствовать своим женам и дочерям скрещиваться с наиболее антропоморфными обезьянами (см. Дриопитек) или тому подобными животными. К таким скрещиваниям первобытный человек должен был питать естественное отвращение (horror naturalis), и на этой почве возникла первая естественная ревность человека. Первобытная семья обусловливала полигамию для мужчин и полиандрию для женщин при полной свободе полового общения внутри семьи, и так как многоженство вообще способствует обильному деторождению, а кровосмешение до известных пределов продолжительности содействует укреплению особенностей состоящих в половом общении индивидов или особей (Vacher de Laponge, "Les selections sociales", 1896, стр. 194 и след.), то первобытный человек инстинктивно и не мог питать никакой ревности к своим сыновьям, братьям и т. д. В первобытной семьи, которую можно назвать стадной, известна была только мать каждого ребенка; отец пребывал в полной неизвестности. Эта форма семьи является наиболее продолжительной и, вероятно, исчезла лишь после открытия огня. В последнем периоде существования стадной семьи из нее могли выделяться отдельные группы, которым почему-либо нежелательно было подчиняться половым ее порядкам. Наряду со стадной семьей могли возникнуть, таким образом, и менее обширные групповые семьи, основанные на свободной любви или, вернее, - на предпочтении, оказанном главному мужу или главной жене перед остальными мужьями и женами. Эти групповые исходы, вероятно, преследовались как нарушения существующего порядка и как безнравственные, по понятиям того времени, деяния. Если группа беглецов ускользала от преследования, она или погибала в силу своей беззащитности, или основывала семью, более или менее уклоняющуюся от типа той семьи, из которой она вышла. Запреты половых общений с индивидами, не принадлежащими к составу стадной семьи, могли быть нарушаемы, и таким образом возникла первая проституция. Гипотеза стадной семьи отчасти примиряет учение о беспорядочном половом общении, неправильно названное (Бахофеном) гетеризмом, с теми многочисленными опровержениями, которые вызваны этим учением. Во всяком случае, общение жен, хотя бы и кровосмесительное, не всегда означает беспорядочное половое сожитие, точно так же, как общественное владение землей отнюдь не свидетельствует о беспорядочном пользовании землей (см. Коммунизм). Кунов ("Die Verwandschaftsorganisationen der Australneger") полагает, что наиболее первобытной из всех организаций, которые исследователям удавалось открыть у разных народностей, оказывается состояние, когда члены группы объединены только территорией и не имеют еще представления о кровных узах. Такая группа разделялась на три класса по возрасту: детей - женатых, у которых еще нет достигших брачного возраста детей, - и лиц, дети которых уже достигли брачного возраста (деды, сыновья и внуки).
Страницы:
Оглавление
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Таблицы:
1
2
3
4
5
6
7
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|