Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


СЕМЬЯ
family ]

стр. 6


Статья коллектива авторов из кн.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, тома: 1-86, СПб, 1890.

2.2.4. Парная семья

     На границе между диким состоянием и варварством возникла парная семья с индивидуальными браками, заключаемыми на более или менее продолжительное время. Для эпохи варварства она представляет, по мнению Энгельса, такую же характеристическую форму семьи, какую для дикого состояния представляет групповой брак, а для цивилизаций - моногамия. Парное супружество все более и более укреплялось по мере того, как классы "братьев" и "сестер", между которыми брак был невозможен, становились многочисленнее. Индивидуализм стал проявляться в более интенсивной форме и вступил в борьбу с древним коллективизмом. И в этой семье, однако, брак обыкновенно заключался не по любви, а в силу традиции: муж и жена предназначались друг для друга чуть ли не с колыбели. Брачущиеся большею частью являлись представителями того же племени, а между представителями одного и того же рода соблюдалась строгая экзогамия. Браки заключались сначала лишь посредством похищений; позже установилась обязанность платить штраф за похищенную невесту, что послужило основанием для покупки жены. И в этой форме семьи отец редко мог с уверенностью признать своими детей своей жены: брачный союз заключался на непродолжительное время, прелюбодеяния и произвольные прекращения семейной жизни были обыденными явлениями; дети, по материнскому праву, продолжали во всяком случае следовать за матерью. Свободная любовь, основанная на свободном выборе жены и мужа, по-прежнему оказывала свое полезное воздействие и способствовала укреплению парной семьи. По мере того, как материнское право вытеснялось отцовским, значительно развивалась и ревность, индивидуализируясь все более и более. Проституция тоже усиливалась вследствие шаткости и неустойчивости парной семьи.
     Все формы доисторической семьи, только что описанные в общих чертах, являются лишь гипотезами, более или менее обоснованными. Третий тип семьи (семья пуналуа) выработан на основании весьма ценных в научном отношении открытий Моргана, относящихся к так называемым классификационным системам родства; но все затруднения, возникающие при рассмотрении этих систем, еще далеко не разрешены. Четвертый тип семьи (парная семья), который, по мнению Моргана, установился в средние времена варварства, не соответствует степени культуры того времени (Lothar von Dargun, "Studien zum altesten Familienrecht", ч. I, Лпц., 1892). Парная семья, вероятнее всего, существовала в виде исключения в течение всех доисторических времен и во всяком случае не может считаться индивидуальною семьй (см. ниже, VI).
     Существуют и другие гипотезы о доисторических формах семьи. Одна из них принадлежит Франсису Лакомбу ("La famille dans la societe romaine"). Под браком он разумеет всякое сексуальное общение мужчины с женщиной, от самого простого, случайного, до самого сложного и верного сожительства. По его мнению, сексуальные отношения людей весьма долго не подчинялись решительно никаким правилам. Такое состояние характеризуется, и по его мнению, общением жен, с редкими исключительными браками, заключенными на более или менее продолжительное время. Установив эту исходную точку, Лакомб признает, что человечество дошло до моногамии, но что слово это не соответствует действительности, так как у народов строго моногамных существует и проституция, и прелюбодеяние. Произошло это оттого, что эволюция брака совершалась односторонним путем: к супружеской верности принуждалась главным образом женщина, вследствие чего человечество прогрессировало от беспорядочного полового общения не до моногамии, а только до моноандрии (или монандрии).
     Если признать несомненным то положение, что эволюция брака вполне совершилась пока лишь в отношении женщины, то возможно в брачных формах установить другие категории. Сначала существовало беспорядочное общение полов, или безграничная полиандрия. Из этого состояния человечество вышло двумя расходящимися путями. На первом пути эволюция имела следующий ход: родовая полиандрия, классовая полиандрия, семейная полиандрия. На втором пути соответственный ход был: полигиния, полигиния конкубинарная (см. Конкубинат), моногиния. Во всяком случае не эволюция нравственности руководила прогрессом брачных форм, а экономические условия и различные домашние устройства (L. Тillier, "Le mariage, sa genese, son evolution", 1898).
     Обширная литература о доисторической семье дает возможность и теперь установить некоторые основные положения относительно родового и семейного быта доисторических времен. Наиболее существенные из этих положений следующие: 1) Род не есть разросшаяся семья (М. Ковалевский, "Первобытное право. Вып. I. Род", М., 1886). 2) Первобытная семья была групповая, а не индивидуальная, причем семейные группы в своем объёме все уменьшались до преобладания индивидуальной семьи того или иного вида. 3) Материнское, или матриархальное, право предшествовало отцовскому, или патриархальному, праву, существовало наряду с ним и теперь существует не только в виде различных переживаний прошлого, но и в виде действующего права. Первые два положения не вызывают в настоящее время никаких серьезных возражений; третье критически разработано Даргуном (в опровержение доводов Вестермарка, Старка и других) в указанном выше предсмертном его сочинении, из которого преимущественно позаимствовано последующее изложение оснований прав материнского и патриархального (догматическая работа Даргуна о материнском праве вышла гораздо раньше, под названием "Mutterrecht und Raubehe", Бреславль, 1883).



Страницы
Оглавление    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19   

20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37    38   


Таблицы1    2    3    4    5    6    7   



Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :