Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


СЕМЬЯ
family ]

стр. 9


Статья коллектива авторов из кн.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, тома: 1-86, СПб, 1890.

2.4. Патриархальная семья

     Патриархальная семья является самой древней постоянной семьей и промежуточной формой между групповыми семьями и индивидуальной семьей. Материнское право долго боролось с патриархальным, в силу чего патриархальная семья у разных народов слагалась различно и принимала разнообразные формы. В большинстве случаев она обусловливала, в большей или меньшей степени, угнетение женщины и детей. Когда власть мужа и отца достигала своего апогея, патриархальная семья обращалась в патриархат. Деспоту-отцу требовалось, с одной стороны, обеспечить достоверность происхождения его потомства, с другой - увеличить его количество для получения даровых рабочих. В силу этого патриархат всегда сопровождался и сопровождается множеством и полным порабощением жен и детей.
     В таком виде патриархат существует еще в современном Китае, где дочь вполне подчинена своим родителям, жена - своему мужу, а вдова - своим сыновьям (в особенности старшему). Родители отдают дочь замуж без согласия ее. Право наследования для женщины не существует; когда у отца родятся только девочки, он говорит, что у него вовсе нет детей. Язык китайский сохранил воспоминания о групповой семье, в которой группа братьев с общими женами не вступала в брак с сестрами; китаец и теперь называет сыновей своего брата своими сыновьями, между тем как сыновей своей сестры он называет своими племянниками. Во всем Китае имеются лишь около 200 фамильных названий; китайцы сами называют себя "стосемейным народом". Люди, носящие одну и ту же фамилию, не могут вступать между собою в брак. В некоторых селениях все носят одну и ту же фамилию. Две или три тысячи человек называются "быком, лошадью" и т. д. (тотемы). Отцовское родство вполне установилось и насчитывает в прямой линии 9 степеней. Муж имеет право отвержения своей жены за прелюбодеяние, бесстыдство, непослушание отцу, матери и мужу, за сплетничание, воровство, чрезмерную ревнивость и неизлечимую болезнь; но этих причин недостаточно, когда жена носила траур по тестю или теще, когда семья из бедной стала богатой и когда у жены нет ни отца, ни матери. Если муж отвергнет жену в только что указанных случаях, он наказывается 80 ударами бамбука и должен принять жену обратно. Тому же наказанию подвергается он и в тех случаях, когда он не отвергнет жены, имея на то законное право. Развод по обоюдному согласию мужа и жены допускается, но права возмущения против мужа жене не предоставлено, и если она самовольно покидает дом мужа, то получает 100 ударов бамбука и может быть продана мужем тому, кто пожелает на ней жениться. Неограниченное число конкубин разрешается китайцу, между прочим, для того, чтобы многочисленное потомство могло его оплакивать на могиле. Над этим потомством отец имел право жизни и смерти. Весь Китай, говорит Унгер, является не чем иным, как громадной окаменелой патриархальной семьей с богдыханом в виде верховного отца семьи. ("Die Ehe", стр. 14-20; Ср. К. П. Победоносцев, "Курс гражданского права", 1896, ч. 2, стр. 11).
     Древний еврейский патриархат представлял почти такую же картину. Отец являлся абсолютным владыкой всей семьи, обладая правом жизни и смерти над всеми ее членами. Наряду с главной женой у него были жены побочные. К составу семьи принадлежали и рабы (у Авраама их было 318). Все это вместе с огромным потомством (у Гедеона, напр., было 70 сыновей) составляло как бы небольшое кочующее государство, совершенно подобное халдейской семье, основанной на тех же началах. Законы Моисея несколько умалили права отца семьи; он потерял право казнить своих детей, но мог еще по бедности продать в рабство свою дочь. Полигиния сохранилась и по законам Моисея, но только с соблюдением племенной эндогамии; сохранился и обязательный брак вдовы с деверем (см. Левират). Прелюбодеяние жены наказывалось смертью. Расторжение брака совершалось простым отвержением жены. Отвержение это допускалось даже в тех случаях, когда жена просто не нравилась мужу. Если отвергнутая жена не выходила вновь замуж, то первый муж мог опять на ней жениться. Еврейское государство было патриархальное государство, еврейский быт, главным образом, - семейным бытом (Unger, ук. соч., 32-35).
     Вопрос о семейном праве арийских предков европейских народов затемняется, по словам Даргуна, тенденцией уравнить древнеиндийское право с древнеарийским. Стремление это методологически совершенно неверно. Древнейшие источники наших сведений об Индии знакомят нас с высокоразвитым народом, обладающим чрезвычайно сложной и вместе с тем оригинальной религиозной системой. Источники эти большею частью возникли уже в то время, когда вследствие завоевания Индии, появления в ней многих чуждых ей элементов и разделения народа на этнологически различные касты в ней совершились глубокие перевороты во всех отношениях. Нельзя поэтому относить индийские учреждения к древним арийцам. Индусы Вед во многих отношениях более культурны, чем германцы - тысячу лет, славяне - две тысячи лет спустя. Германское право имеет лишь несколько точек соприкосновения с индийским правом, по большей части в тех случаях, когда дело идет не о специально индийских, а об общечеловеческих отношениях. То же замечание относится и к патриархату, к семейной общине и к переживаниям материнского права ("Mutterrecht und Vaterrecht", стр. 91 и 92).
     Древнеарийская семья заключала в себе родителей, детей, рабов и домашних животных. Начальником этой семьи являлся отец, у которого, однако, были весьма различные права на рабов и животных, с одной стороны, и на свободных членов семьи - с другой. Над первыми он имел право собственности, а над вторыми у него была лишь та власть, которая принадлежит администратору общего имущества (Leist, "Alt-arisches Jus civile", Иена, 1896; "Annee sociologique", т. I, 335). Мы тут, очевидно, имеем дело не с патриархатом, а с патриархальной семьи в виде домашней общины, т. е. с большой семьи, или греческим геносом (γένος) в тесном смысле этого слова. Слово γένος первоначально означало род, т. е. совокупность всех людей, происшедших от одного общего прародителя, но засим значение этого слова все более и более суживалось. Слово gens у римлян имело то же значение, как генос у греков; весьма вероятно, что слово familiа сначала означало у римлян большую семью, а засим и малую. Большие и малые семьи сохраняют и до сих пор явные признаки их происхождения от патриархальной семьи, но во всяком случае следует признать, что с исчезновением полигамии внутри этих семей и с ограничением отцовской власти наступает новый период развития индивидуальной, или моногамической, семьи (см. ниже). Во время преобладания типа патриархальной семьи и в особенности патриархата свободная любовь развивалась лишь односторонним путем у мужчин, но не у женщин, которые в проявлениях ее были крайне стеснены. Такое положение вещей могло бы иметь весьма пагубные последствия для человечества, если бы с увеличением народонаселения добыча средств на существование не становилась все затруднительнее, что повлекло за собою необходимость сократить число жен, конкубин или рабынь и привело в конце концов к моногамии. При господстве патриархальной семьи развилась преимущественно тайная проституция домашней прислуги и рабынь, а также и явная профессиональная проституция танцовщиц и жриц. Ревность все усиливалась и нашла опору в праве (E. Schroder, ук. соч., стр. 36 и 37).



Страницы
Оглавление    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19   

20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37    38   


Таблицы1    2    3    4    5    6    7   



Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :