Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


СЕМЬЯ
family ]

стр. 11


Статья коллектива авторов из кн.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, тома: 1-86, СПб, 1890.

2.5. Индивидуальная, или моногамическая, семья (продолжение)

     Семейная община была одною из самых распространенных форм общины в средневековой Европе. Она существовала и в Византийской империи, и на Востоке (см. Поземельная община).
     У южных славян сельская семья отличается от городской: последняя является семьей в нашем современном смысле (малая семья); она состоит из отца, матери и детей с раздельностью имуществ. Сельская семья - сложная, многорабочая, с общением имущества. И в селах, однако, встречаются не одни только большие общины или задруги, но и малые, наподобие городских, известные под названием инокосна (inocosna). Задруга, подвергаясь разложению под давлением новых сербско-австрийских законов, обыкновенно разбивается на малые семьи и хозяйства. И той, и другой семье в Черногории присваивается юридическая личность; в 686 ст. нового гражданского кодекса для Черногории прямо выражено, что сельская семейная община есть самостоятельный субъект всех домашних принадлежностей и совокупного имущества; имуществом же считается все, что искони принадлежит дому и что приобретено трудом членов семьи. Лишь в виде исключения им присваивается некоторое отдельное имущество (особина - приобретенное без труда, даром, завещанием или выделяемое с согласия семьи). Жена может лишь с согласия мужа распоряжаться своей особиной. Выдел из общего имущества по желанию отдельных членов не допускается. Законным представителем семьи считается старшина. Его добросовестные распоряжения и действия по имуществу обязательны для семьи. Каждый член семьи может обязываться лично за себя, и в таком случае семья за него не отвечает; в случае его несостоятельности ответственность падает на удел его только в том случае, если семья не примет долга на себя. Семья может по желанию большинства членов разделиться, и тогда производится общая ликвидация долгов и обязательств. Выход членов из семьи сам по себе не служит поводом к ее разложению; хотя бы в семье остался один член - мужчина ли, женщина ли (лишь бы не бездетная вдова из чужого рода), - она продолжает сохранять значение юридического лица до приумножения ее другими членами. В Португалии существуют семейные союзы. Такой союз образуется между братьями или между родителями и несовершеннолетними детьми для совместной промышленной разработки общего земельного фонда на своей или на чужой земле. Такой союз образуется или формальным договором на произвольных условиях, или безусловно, самым делом, когда соучастники более года прожили в непрерывном общении домашнего быта и хозяйства; в последнем случае отношения соучастников определяются законом. Общение простирается на всякое пользование общим имуществом и на всякий в нем промысел, на весь домашний быт с жилищем, пищей, одеждою, с лечением в случае болезни. На общий счет относятся долги и расходы каждого соучастника, сделанные и понесенные для общей пользы. Каждый волен приобретать на стороне особенное для себя имущество, но с тем, что движимость считается его особиной лишь в том размере, в каком он ее не обращал на общее дело, а недвижимость во всяком случае считается его собственностью. Распадение союза соединяется с разделом, условия которого подробно определены в законе; доля каждого определяется сообразно той мере, в какой он своим трудом содействовал умножению общей прибыли. Исчисляются также женские и детские доли по мере участия женщин и детей в общей работе (К. Победоносцев, "Курс гражданского права", т. 2-й, изд. 1896). -
     Из вышеизложенных очерков моногамической семьи видно, что индивидуальная или малая семья - сравнительно весьма недавнего происхождения. В течение периода образования этой семьи ревность все более индивидуализируется и достигает высшей степени своего развития. Прелюбодеяние считается преступлением. Свободная любовь, однако, развивается, а проституция доходит до апогея своего развития. В настоящее время не представляется никаких сомнений в том, что многоженство, вне всякой зависимости от каких бы то ни было семейных форм, и до сих пор преобладает среди всех народов, населяющих земной шар, а единоженство, несомненно кое-где существующее, является в большей части случаев моногамией бедности (Гелльвальд и Даргун, 59), не только среди некультурных людей, но и среди представителей самой высшей современной культуры. Разница только в том, что в одном случае полигамия является и теперь семейным учреждением, а в другом - внсемейным, если только к участию в нем не привлечена домашняя прислуга. Даже там, где моногамическая семья установлена законом, фактически существует лишь монандрия: мужчины, с редкими исключениями, до вступления в брак (а иногда и состоя в браке) предаются полигамии, между тем как девушки, в особенности в культурных слоях населения, весьма редко пользуются безграничной свободой в своих отношениях к мужчинам да и жены во всяком случае гораздо реже занимаются полиандрией (адюльтерами), чем мужья - полигамией (с помощью проституции или конкубината). Полигамия, несомненно, ослабляет мужчин во всех отношениях и потому деморализует их; против нее может бороться только женщина, благодаря усилиям которой уже существует монандрическая семья. Вековые усилия женщины выражались, главным образом, в ее ревности, которая зародилась в последних формах групповой полиандрии и с тех пор все росла, хотя еще до сих пор не доросла до ретроспективной ревности, т. е. до предъявления к жениху тех же требований добрачного сексуального воздержания, какие тот предъявляет к своей невесте. Развитие такой ревности может предупредить приобретение привычки к полигамии в холостом состоянии и привести к более ранним бракам, чем теперь (Bjornstjerne Bjornson, "Monogamie et polygamie", Пар., 1897). Что касается до прелюбодеяния мужей, то там, где еще существует материнское право, оно энергично преследуется; так, например, в племени коктш (Индия) муж-прелюбодей уплачивает жене своей значительный штраф, а при несостоятельности продается в рабство (К. Friedrichs, "Universales Obligationenrecht", Берл., 1896, стр. 135). Против нашей полигамии, однако, никакие наказания не помогут. Перемены к лучшему можно ожидать только от более радикальных мер - уравнения прав женщины с правами мужчин, предоставления обольщенным женщинам права иска концу их детей во всяком случае (а не только в случае конкубината), свободного, не судебного усыновления и узаконения детей, вне брака рожденных, обязательности для предпринимателей принятия в расчет при определении заработной платы и содержания семьи рабочего и т. д. Все эти стремления и многие другие уже теперь содержатся, явно или неявно, в так называемом женском движении конца нашего века (см. Феминизм). По мере их осуществления проституция все будет падать, а за ней и полигамия, и тогда установится, наконец, не только монандрическая, но и моногамная, свободная семья без андрократии и гинекократии.
Р. Минцлов.



Страницы
Оглавление    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19   

20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37    38   


Таблицы1    2    3    4    5    6    7   



Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :