ИЕРАРХИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА [ hierarchy of organism systems ] (Греч.: ϊεραχία, от ϊερός - священный, άρχή - власть; 14 в).
(Греч.: σΰστημα - составленное из многих частей, соединенное в одно целое, 1603).
Иерархия систем организма - это многоуровневая самоорганизующаяся стохастическая структура или представления о ней (классификация систем организма). Совокупность иерархии систем состоит из систем разного уровня, с упорядоченными взаимодействиями в порядке от высшего уровня к низшему. Иерархии систем соответствуют иерархия функций систем, иерархия регуляторов систем, иерархия механизмов управления в системах (см. классификация механизмов управления). Реальная иерархия систем организма. Реальный организм человека, являясь элементом иерархии сущего, сам представляет собой весьма сложную иерархию взаимодействующих сущностей (систем) и соответствующих им явлений (функций). Системы организма любого уровня иерархии являются целенаправленными стохастическими системами управления. Управление - это организация структур и функций таких систем, предназначенная для достижения целей. Каждая система составлена совокупностями структур, обладающих всеми характеристиками систем. В соответствии принципом иерархии можно выделить следующие материальные системы человека.
- Организм в целом.
- Организм состоит из нескольких основных систем органов. Это системы, специализированные для исполнения основных жизненно важных физических функций организма: система (органов) дыхания, система (органов) крови, система (органов) кровообращения, система (органов) пищеварения, система (органов) выделения, система (органов) движения (двигательная система), система (органов) репродукции.
- Основные системы включают в себя системы органов-регуляторов, специализированных для управления основными системами. К системам органов-регуляторов относятся: нейроэндокринная система, нервная система, эндокринная система.
- Системы афферентных органов включают в себя системы афферентных (чувствительных) органов: система (органов) зрения, система (органов) слуха, система вестибулярных органов (вестибулярная система). Системы афферентных органов специализированы на восприятии информации и передаче ее системам органов-регуляторов.
- Любые системы органов могут состоять из более простых систем, клеточных систем (систем совокупностей клеток). Такие системы могут быть объединены в отдельный орган и иметь свой собственный регулятор. Типичные примеры: сердце, тонкая кишка. Такие системы могут также представлять собой совокупности взаимодействующих клеток не объединенных в отдельный орган. Типичный пример - нервные центры, совокупности нейронов объединенных не морфологически, но функционально в отдельные органы.
- Любые системы совокупностей клеток состоят из отдельных клеток, каждая из которых является системой.
Таким образом организм представляет собой систему систем, находящихся в иерархических отношениях. Иерархии материальных сущностей (систем) организма соответствует иерархия явлений - иерархия физических функций. Сущности (материальные системы) и явления (функции) организма управляются регуляторами. Каждая система имеет регуляторы. Таким образом можно говорить об иерархии регуляторов и об иерархии механизмов управления функциями систем. Все системы организма и их функции являются стохастическими. Эта предпосылка является основой вероятностной методологии в продуктивном познании систем организма и эффективном использовании этих знаний. Представления об иерархии систем организма. Классификация систем организма. Принцип иерархии структур и функций организма. Абсолютно полные детальные представления об организме как системе систем в целом вряд ли могут уложиться в индивидуальном сознании. Более того, естественные стратегии управления поведением человека не основываются именно на таких представлениях. Для того чтобы пополнять знания об этих сущностях и явлениях, использовать эти знания для предсказания поведения организма в той или иной ситуации и для управления поведением человека в морально обоснованных целях, человек ограничивает актуальные знания об организме. Он стремится получить не все возможные знания, а минимальные и достаточные оценки необходимые для определенного момента будущего. Минимальность и достаточность - необходимое условие для эффективных действий при дальнейшем познании организма или при управлении организмом. Критерии минимальности, достаточности и эффективности могут быть различными. Чаще всего, они определены существующей научной парадигмой или входящими в нее методологиями. Вместе с тем, эти критерии могут не зависеть от социальных моделей познания. Одной из продуктивных методологий познания и использования знаний на практике является системная методология. Системная методология предполагает в конкретных ситуациях в качестве минимальных и достаточных оценок использовать представления реальных сущностей как систем управления, а соответствующих им явлений как функций систем управления. Таким образом, исследователь или практик, не забывая о целостности реального организма, использует стратегию фильтрации знаний, сознательных упрощений, выбора критически важной информации. Это выражается в том, что он делает первое допущение об относительно независимом существовании интересующих его сущностей - систем и соответствующих им функций. Это дает ему возможность сосредоточить свои интересы исключительно на избранном объекте и значительно упростить свои исследования или управление объектом.
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|