Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

     ОТНОШЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ АНТРОПОЛОГИИ
     [ interrelations of anthropology structures ]

     ДУХ-ДУША-ТЕЛО: ТРЕХЧАСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
     [ pneuma-psyche-soma: trinity in the human personality ]

      Человек триедин и иерархически трехчастен: дух, душа и тело.
     Свойства частей человека.
        –
  Каждая часть единого целого реально существует, является сущностью.
        –
  Каждая из частей единого целого индивидуальна: нет человека абсолютно подобного другому - духом, или душой, или телом или всем в целом. Различаются даже близнецы. Это весомый аргумент в пользу одной из предпосылок вероятностной методологии.
        –
  Каждая из частей единого целого специфична: дух человека, его душа и тело не сводятся друг к другу, то есть они самобытны и раздельны. Каждая часть единого целого имеет свое предназначение и проявление, то есть свои специфические функции.
        –
  Человек триедин. Каждая часть является составляющей неделимого целого. Части единого целого человека всегда существуют вместе и невозможно, чтобы какая-то из них проявлялась отдельно от других. Разделение частей целого означает смерть человека, результатом которой является, в частности, образование неживой материальной сущности, неживого физического тела - сущности совершенно иного качества, чем живое тело и тем более иного, чем человек.
        –
  Как части единого целого дух, душа и тело человека находятся во взаимодействии. В идеальном, в наилучшем случае из всех возможных, это гармония духа, души и тела. Нормальное взаимодействие духа, души и тела - залог здоровья человека. Нарушение взаимодействия ведет к экстремальным или патологическим состояниям, заболеваниям, смерти.
        –
  Части единого целого находятся в иерархическом подчинении: Духу человека, духовному подчинена его душа и психическое. Психике человека и психическому подчинено его тело и все физическое. Духовное в человеке является регулятором любого его поведения, определяющим результаты поведения.
     Примечание. По первоначальному древнему смыслу дух (pneuma) означал дыхание, дуновение, то есть имел физический смысл, и лишь позже стали понимать дух как реальность, имеющую надчеловеческое происхождение, как некое жизненное начало, энергию, сходящую в человека из более высокого плана.
     В рассмотрении духа были крайности. Одной из них является отвлеченный спиритуализм. Он отрицает реальность человеческого тела и принадлежность его к целостному образу человека. Другой крайностью является дуализм, представления о двойственности человека, о его двухчастности. В таком случае говорили о душе и теле или о духе и теле. Дуализм берет свое начало от Декарта и бытует до настоящего времени. Третьей крайностью является полное отрицание духа. Существуют также многочисленные комбинации и вариации этих сомнительных представлений.
     Таким образом, человек есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием. Такова внутренняя иерархичность человеческого существа и его отношений с надчеловеческим. Нарушение порядка этой иерархии, нарушение взаимодействия частей целого ведет к нарушению целостной личности, в конце концов, к разрушению ее. Дух есть не природа в человеке, отличная от природы душевной и телесной, а имманентно действующая в нем сущность, высшее качество человека, его активное творческое начало, ориентированное на абсолютные универсальные надчеловеческие идеалы.
См.: Ненаучные размышления на тему Дух-душа-тело.

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.

     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии

 
Всего посетителей = Altogether Visitors :