Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


УСЛОВНЫЙ ВОЗРАСТ
relative age, conditional age ]

     Условный возраст, или биологический возраст, или возраст развития - это оценка ступени, стадии духовного, психического и физического (вместе или в отдельности) развития индивида по одной из шкал условного развития человека в сопоставлении с его хронологическим возрастом.
     Шкала развития человека - это унифицированная абстрактная система значений (имён, чисел) принятая как образец в качестве инструмента для измерения значений переменных величин, которыми обозначаются показатели характеристик объектов исследования, а также для наглядного отображения этих значений.
     Известно, что при измерении, переменными обозначают показатели, а показателями - характеристики конкретного объекта познания. Чем в большей степени атрибуты измерения: шкала, переменные, показатели, характеристики соответствуют друг другу и объекту исследования, тем лучше шкала измеряет и наглядно отображает объект познания.
     В психологии нередко в качестве характеристик конкретных принципиально ненаблюдаемых объектов познания используют конструкты и неколичественные шкалы.
     Одна из общепринятых шкал развития человека:
     - младенчество (до 1 года),
     - раннее детство (1 - 3 года),
     - дошкольный возраст (4 - 6 лет),
     - младший школьный возраст (7 - 11 лет),
     - отрочество (12 - 16 лет),
     - юность (17 - 20 лет),
     - молодость (21 - 25 лет),
     - зрелость (26 - 60 лет),
     - старость (после 60 лет).

     Ниже показаны некоторые другие шкалы.

Таблица 1. Стадии развития. Концепции Фрейда и Эриксона.

Период (Возраст) Психосексуальные стадии развития личности. Концепция Зигмунда Фрейда
Freud's Stages.
Sigmund Freud (1856-1939), венский врач
Стадии психосоциального развития. Концепция Эрика Эриксона
Enkson s Task or Crisis
Erikson, Erik H. (1902-1994), психоаналитик, Германия, США
1

Младенчество
Infancy (от рождения до 1 года)

Оральная стадия
Oral

Доверие или недоверие
Trust vs. mistrust.

2

Первая половина раннего детства (от 1 до 3 лет)
Toddlerhood and early childhood

Анальная стадия
Anal

Автономия или стыд и сомнение
Autonomy vs. shame

3

Вторая половина раннего детства (от 3 до 6 лет)
Early childhood

Фаллическая стадия
Phallic

Инициатива или чувство вины
Initiative vs. guilt

4

Отрочество (от 7 до 11 лет)
Middle childhood

Стадия латентности
Latency

Трудолюбие или чувство неполноценности
Industry vs. inferiority

5

Юность (от 12 до 19 лет)
Adolescence

Генитальная стадия
Genital

Идентичность или смешение ролей
Identity vs. confusion

6

Молодость, начало взросления (от 20 или старше до 45)
Early adulthood

-

Близость или изоляция
Intimacy vs. isolation

7

Зрелость, средина взросления (от 45 до 65 лет)
Middle adulthood

-

Генеративность или стагнация
Generativity vs. stagnation

8


Зрелость, завершение взросления (от 65 лет и старше)
Late adulthood (65+)

-

Целостность эго или отчаяние
Integrity vs. despair


Таблица 2. Стадии развития познавательных способностей. Концепция Жана Пиаже.
Piaget's Stages of Cognitive Development. Piaget Jean (1896-1980), швейцарский психолог

Стадия Возраст Характеристики стадии
1

Сенсомоторная
Sensori motor

(от рождения до 2 лет)

Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, кусания, сосания и т. д. Мыслительные функции основываются на простых отношениях причина-эффект, на органах чувств и движениях тела, начиная с простых рефлексов, которые дают начало более сложным, произвольным видам поведения.
The child learns by doing: looking, touching, sucking. The child also has a primitive understanding of cause-and-effect relationships. Object permanence appears around 9 months.

2

Дооперациональная (от 2 приблизительно до 7 лет)
Preoperational

2-7

Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами языка, для общения с окружающими. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим) непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях, испытывая существенные трудности при классификации объектов или событий. Они не поддерживают пространных, общих теорий, но используют свой повседневный опыт для выстраивания специфического знания. Дети, находящиеся на дооперациональной стадии, не делают обобщений о целых классах объектов (например, «все бабушки») и не могут продумать последствия конкретной цепи событий.
The child uses language and symbols, including letters and numbers. Egocentrism is also evident. Conservation marks the end of the preoperational stage and the beginning of concrete operations

3

Конкретных операций (от 7 до 11-12 лет)
Concrete Operations

7-11

Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями при условии, что они могут применить все эти операции к реальным или, по меньшей мере, к воображаемым в конкретной форме объектам или событиям. В мышлении начинают использовать конкретную логику, иногда операции обобщения, проявляют понимание иерархии отношений.
The child demonstrates conservation, reversibility, serial ordering, and a mature understanding of cause-and-effect relationships. Thinking at this stage is still concrete

4

Формальных операций (от 11-12 лет и далее)
Formal Operations

12+

Индивиды способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если...?» («А что, если бы я сказал это тому человеку?») и дать на него ответ. Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.
The individual demonstrates abstract thinking, including logic, deductive reasoning, comparison, and classification


Таблица 3. Развитие человека.
Концепция Левинсона
Levinson's Theory of Human Development.
Daniel J. Levinson (1920-1994) психолог, США

Возраст Стадии
1

17-33

Начальная фаза раннего взросления
Novice phase of early adulthood

2

17-22

Переходная стадия взросления
Early adult transition

3

22-28

Вход в мир взрослых
Entering the adult world

4

28-33

Переход через 30-ти летие
Age-30 transition

5

33-45

Кульминация начала взросления
Culmination of early adulthood

6

33-40

Остепенение
Settling down

7

40-45

Переход через средний возраст
Midlife transition

8

45-50

Переходк возрасту зрелости
Entering middle adulthood

9

50-55

Переход через 50-летие
Age-50 transition

10

55-60

Кульминация зрелости
Culmination of middle adulthood

11

60-65

Переход к поздней стадии зрелости
Late adult transition

12

65+

Поздняя стадия зрелости
Late adulthood


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., Питер, 2006, 431 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  2. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М., Академический Проект: Трикста, 2006, 256 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., Педагогическое общество России, 2003, 512 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е изд., СПб., Питер, 2005, 940 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп., М., Академия, 2006, 608 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  7. Реан А.А., ред. Психология человека от рождения до смерти. СПб., Прайм-Еврознак, 2002, 656 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., Аспект Пресс, 2005, 460 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., Гардарики, 2005, 349 с.
    Учебник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  10. Austrian S.G. Developmental Theories Through the Life Cycle = Теории развития и жизненный цикл. Columbia University Press, 2002, 346 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  11. Blakemore J.E.O., Berenbaum S.A., Liben L.S. Gender Development = Развитие пола. Psychology Press, 2008, 528 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  12. Brian T. Weinert and Poala S. Theories of aging. J. Appl. Physiol. 2003, 95, 1706-1716.
    Теории возраста. Обзор.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://jap.physiology.org/cgi/content/full/95/4/1706          quotation
  13. Brown B.B., Ed. Encyclopedia of Adolescence, Three-Volume Set = Половое созревание. Энциклопедия. Трёхтомник. Elsevier, 2011, 1239 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  14. Brown C. Developmental Psychology: A Course Companion = Психология развития, Sage Publications Ltd, 2008, 216 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  15. Burman E. Deconstructing Developmental Psychology = Скрытые тенденции психологии развития. PRoutledge, 2007, 356 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  16. Carr D.S., Ed. Encyclopedia of the Life Course and Human Development = Жизненный путь и развитие человека. MacMillan Reference Books, 2008, 1609 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  17. Dalton T.S., Bergenn V.W., Eds. Early Experience, the Brain, and Consciousness: An Historical and Interdisciplinary Synthesis = Ранний опыт, мозг и сознание. Исторический и междисциплинарный синтез, Taylor & Francis Group, 2007, 272 p.
    Учебное пособие. Нейрология развития.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  18. Dowling E.M., Scarlett W.G., Eds. Encyclopedia of Religious and Spiritual Development = Религиозное и духовное развитие. Энциклопедия. Sage Publications, 2005, 544 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  19. Dye F. Human Life Before Birth = Жизнь человека до рождения. Taylor & Francis Routledge, 2000, 279 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  20. Farenga S.J., Ness D., Ed. Encyclopedia Of Education And Human Development = Обучение и развитие человека. Энциклопедия, 3 vol. set. M.E. Sharpe, 2005, 1014 p.
    Учебное пособие.
    Цитаты: Том 1, p. 1-347; Том 2, p. 348-687; Том 3, p.688-1014, Index I-1 - I-24.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  21. Guraya, S.S., Ed. Cellular and Molecular Biology of Human Oogenesis, Ovulation and Early Embryogenesis = Клеточная и молекулярная биология оогенеза, овуляции, и раннего эмбриогенеза человека. NewAge International, 2007, 152 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  22. Gwen J.B., Ed. Growing Up: A Cross-Cultural Encyclopedia = Взросление в разных культурах. Энциклопедия, Gwen J. Broude, 1995, 376 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  23. Hall B.K., Ed. Bones and Cartilage: Developmental Skeletal Biology. Academic Press, 2005, 792.
    Обзоры.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  24. Hof P.R., Mobbs C.V. Functional Neurobiology of Aging = Функциональная биология старения.
    Academic Press, 2001, 1100 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  25. Lerner R.M. Concepts and Theories of Human Development = Концепции и теории развития человека. Lawrence Erlbaum, 2001, 648 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  26. Lerner R.M., Easterbrook M.A., Mistry J., Weiner I.B., Eds., Handbook of Psychology, Volume 06, Developmental Psychology. Wiley, 2003, 688 p.
    Руководство по психологии: т. 6, Психология развития, 2003, 688 с.
    Сборник обзоров, подготовленных авторитетными специалистами.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  27. Luzio J.P., Pryor P.R., and Bright N.A. Endocrine regulation of ageing, Nature Reviews, MCB, 2007, 8, 9, 681-691.
    Эндокринная регуляция старения.
    Иллюстрированный обзор
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  28. Moore K.L., Persaud T.V.N. The Developing Human: Clinically Oriented Embryology = Развивающийся человек. Эмбриология ориентированная на клинику. Saunders, 2007, 536 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  29. O'Rahilly R.R., Müller F. The Embryonic Human Brain: An Atlas Of Developmental Stages = Мозг эмбриона человека. Атлас стадий развития. Wiley-Liss, 2006, 358 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  30. Rao M.S., Jacobson M. Developmental Neurobiology = Нейробиология развития. Springer, 2005, 424 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  31. Rayner E., Clulow C., Joyce A., Rose J., Twyman M. Human Development: An Introduction to the Psychodynamics of Growth, Maturity and Ageing = Развитие человека. Психодинамика роста, созревания и старения. Routledge, 2005, 336 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  32. Salkind N.J., Ed. Encyclopedia of Human Development = Развитие человека. Энциклопедия . 3 Vol. Set, Sage Publications, 2006, 1616 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  33. Salkind N.J., Ed. Children and Their Developmen = Дети и их развитие. 5th ed. Prentice Hall, 2009, 576 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  34. Salkind N.J., Ed. Encyclopedia of Educational Psychology = Психология обучения. Энциклопедия. 2 vol. set. Sage Publications, 2008, 1120 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  35. Sigelman C.K., Rider E.A. Life-Span Human Development = , 6th ed., Wadsworth, 2008, 673 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  36. Sroufe L.A., Egeland B., Carlson E.A., Collins W.A., Eds. The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood = Развитие индивида. Исследование рисков и адаптации от рождения до зрелого возраста. The Guilford Press, 2005, 384 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  37. Teti D. Handbook of Research Methods in Developmental Science = Научные методы в науках о развитии. Wiley-Blackwell, 2004, 584 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  38. The Teaching Company Theories of Human Development = Теории развития человека. The Teaching Company, 2004, 584 p.
    Учебное пособие. Аудиолекции по работам классиков философии и психологии. Формат mp3.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  39. Weinert B.T., and Poala S. Theories of aging. J. Appl. Physiol. 2003, 95, 1706-1716.
    Теории возраста. Обзор.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://jap.physiology.org/cgi/content/full/95/4/1706          quotation
  40. Zgourides G. Developmental Psychology = Психология развития, Cliffs Notes, 2000, 194 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Общая лексика» = Visitors of section «General lexis» :