ВЫБОРОЧНАЯ КВАНТИ́ЛЬ [ sampling quantiles ] Кванти́ль (женский род, ударение на последнюю гласную «и»), вычисленная по выборочным данным. Квантили выборки могут использоваться в качестве нормативов в профессиональном отборе, если необходимые физиологические, психологические, социологические директивные нормативы отсутствуют или, по каким-либо причинам, их использование невозможно. В этой связи, для понимания сущности квантилей и их практического значения, полезно рассмотреть процедуру вычисления выборочных квантилей. Пример. Необходимо для обучения в ВВУЗе из 165 абитуриентов отобрать 132 кандидата с наиболее высокими показателями профессионально-важных качеств. Все претенденты обследованы с использованием комплекса физиологических, психологических и социологических методик. Чтобы иметь возможность получить компактную интегральную оценку сразу всех профессионально-важных качеств каждого абитуриента, их данные по каждой методике комплекса нормализованы (стандартизованы). Для этого вначале все показатели предварительно согласованы с качествами личности так, чтобы большим значениям показателей соответствовали более высокие значения качества личности или результаты деятельности. Затем осуществлено линейное преобразование показателей, для того, чтобы все показатели, которые получены с помощью разных шкал, привести к единой шкале. В качестве такого преобразования выбрано наиболее универсальное Z-преобразование. Одна интегральная оценка всех профессионально-важных качеств представляла собой среднее значение всех Z-оценок каждого кандидата. Результаты сгруппированы в таблицу распределения частот Z-оценок интегральных качеств абитуриентов. Обозначения: j - номер показателя, Z - интегральные оценки профессионально-важных качеств, f - число обследуемых (частоты), Сfj - накопленные частоты.
J
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Z
|
2,89
|
2,48
|
2,07
|
1,66
|
1,25
|
0,84
|
0,43
|
0,02
|
-0,39
|
-0,80
|
-1,22
|
-1,63
|
-2,04
|
-2,45
|
-2,86
|
f
|
1
|
2
|
4
|
7
|
12
|
12
|
22
|
32
|
29
|
22
|
13
|
5
|
2
|
0
|
2
|
Cfj
|
165
|
164
|
162
|
158
|
151
|
139
|
127
|
105
|
73
|
44
|
22
|
9
|
4
|
2
|
2
|
Задача может быть сформулирована так: каково минимальное значение интегрального показателя - Z профессионально-важных качеств, которое могло бы послужить основанием для приема 132 (80%) из 165 абитуриентов? Иначе: ниже какой границы распределения значений Z расположены 20% обследуемых с худшими показателями? Аналогично: какова 20 я процентиль (Z20%) распределения выборки переменной Z? Этапы решения. 1. Вычислить накопленные частоты Cfj. Так, Cf15 = f15; Cf15 = 2; Cf14 = Cf15+f14; Cf14 = 2; Cf13 = Cf14 + f13; Cf13 = 4; ... ; Cf1 = Cf2 + f1; Cf1 = 165. 2. Определить количество обследуемых, соответствующих P - процентам (P = 20%) всех абитуриентов. Это есть частота Cf (Zp), накопленная в ряду Zj, к достижению 20-й процентили (Z20): Cf (Zp) = (p/100)·е·fj; Cf (Z20) = (20/100)·165; Cf (Z20) = 33. 3. Определить ширину интервала Vf накопленных частот, к которому принадлежит частота Cf (Zp). Эта частота расположена в интервале накопленных частот от minCfj до maxCfj : f = minCfj - maxCfj. В нашем случае minCfj = Cf11 = 22; maxCfj = Cf10, maxCfj = 44. Отсюда Vf = Cf10 - Cf11; Vf = 44 - 22 = 22. 4. Определить dV - количество оценок Z, лежащее в интервале от Zp до Zmin - ближайшего к Zp наименьшего значения Zj : dV = Cf (Zp)-Cf (Zmin). Здесь Cf (Zmin) - накопленная частота, соответствующая Zmin. В нашем случае Zmin = Z11; Zmin = (-1,22). Отсюда Cf (Zmin) = 22; dV = 33-22; dV = 11. 5. Определить ширину интервала - Wz значений Zj, где расположена 20-ая процентиль - Z20: Wz = Zmax - Zmin. В нашем случае: Zmax = Z10, Zmin = Z11, Wz = (-0,8) - (-1,22), Wz = 0,42. Очевидно, что справедливы отношения: dV / Vf = dZ / Wz. Здесь dZ - разница между Zp и Zmin. 6. Исходя из пропорции dV / Vf = dZ / Wz, определить dZ: dZ = Wz·dV / Vf, dZ = 0,5·0,42 = 0,21. 7. Найти p-тую процентиль. Она будет равна сумме ближнего к Zp наименьшего значения Zmin и разницы dZ: Zp = Zmin + dZ. В нашем случае Z20 = Z11 + dZ. Z20 = (-1,22) + 0,21, Z20 = (-1,01). Отсюда, общая формула для вычисления выборочных процентилей: Zp = Zmin + Wz·dV / Vf. Она может быть применена как к негруппированным, так и к сгруппированным данным. В последнем случае процедура вычисления точно та же, только вместо Wz используется значение внутригруппового интервала, в котором располагается искомая p -ая процентиль. Таким образом, нахождение границы, разделяющей интервал, в котором располагается искомая процентиль, представляет собой задачу интерполяции. Она решается в предположении, что распределение частот внутри данного интервала равномерно. Принятие данного предположения существенно упрощает вычисления, хотя и обусловливает небольшую ошибку. На основании вычислений можно сделать вывод: в обследуемой группе из 165 абитуриентов 20% обследуемых имели интегральные оценки профессионально-важных качеств ниже значения Z = (-1,01). Для того чтобы удовлетворить первоначальное условие положительного решения при профессиональном отборе, следует рекомендовать администрации ВВУЗа отказать в приеме на обучение всем претендентам с интегральным показателем ниже значения Z = (-1,01). Рассмотренные вычисления могут быть легко сделаны с помощью статистических программ для персональной ЭВМ. Из многочисленных статистических программ можно рекомендовать хорошо известные программы: - Statistica (URL: http://www.statsoftinc.com/textbook/stathome.html) или - SPSS (URL: http://www.spssscience.com/spss11).
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|