КИСЛОРОД [ oxygen ] Кислород, O2 или O2 - это бесцветный газ, не имеющий запаха, который является самым распространенным элементом веществ земной коры. В свободном состоянии кислород содержится в атмосферном воздухе. В связанном состоянии кислород входит в состав воды, минералов, горных пород и всех веществ, из которых построены организмы растений и животных. Массовая доля кислорода в земной коре составляет около 47 %. Природный кислород состоит из трех стабильных изотопов: 16O (99,76%), 17O (0,04%) и 18O (0,2%). Он немного тяжелее воздуха: масса 1 л кислорода при нормальных условиях равна 1,43 г, а 1 л воздуха 1,293 г. Кислород в небольших количествах растворяется в воде: 100 объёмов воды при 0оС растворяют 4,9 объемов кислорода, а при 20оС - 3,1 объемов. Кислород образует двухатомные молекулы, характеризующиеся высокой прочностью. При комнатной температуре его диссоциация на атомы ничтожна. Кислород образует соединения с подавляющим большинством химических элементов (кроме гелия, неона и аргона). С большинством элементов он взаимодействует непосредственно (кроме галогенов, золота и платины). Скорость взаимодействия кислорода как с простыми, так и со сложными веществами зависит от природы вещества и от температуры. Некоторые вещества, например оксид азота, гемоглобин крови, уже при комнатной температуре со значительной скоростью соединяются с кислородом воздуха. Многие реакции окисления ускоряются катализаторами. Например, в присутствии дисперсной платины смесь водорода с кислородом воспламеняется при комнатной температуре. Характерной особенностью многих реакций соединения с кислородом является выделение теплоты и света. Такой процесс называется горением. Горение в чистом кислороде происходит гораздо энергичнее, чем в воздухе. Кислород играет исключительно важную роль в природе. При участии кислорода совершается один из важнейших жизненных процессов - дыхание. Важное значение имеет и другой процесс, в котором участвует кислород, - тление и гниение погибших животных и растений. При этом сложные органические вещества превращаются в более простые, в конечном результате в двуокись углерода - СО2, воду и азот). Эти конечные продукты окисления вновь вступают в общий круговорот веществ в природе. Применение кислорода весьма многообразно. Его применяют для интенсификации химических процессов во многих производствах. Кислородом пользуются для получения высоких температур, для чего различные горючие газы (водород, ацетилен) сжигают в специальных горелках. Кислород используют в медицине, например, для осуществления искусственного дыхания. Кислород был впервые получен в чистом виде в 1772 г.шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле (Scheele, Carl Wilhelm, 1742-1786), а затем, независимо от него в 1774 г. английским священником, физиком и химиком Джозефом. Пристли (Priestley, Joseph, 1733-1804), который выделил его из оксида ртути. Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха. Только спустя несколько лет французский химик Антуан-Лоран Лавуазье (Antoine-Laurent Lavoisier, 1743-1794), подробно изучивший свойства этого газа, установил, что он является составной частью воздуха. При возникновении электрических разрядов в среде кислорода или воздуха появляется характерный запах. Причиной эапаха является образование нового вещества - озона. Озон можно получить из совершенно чистого сухого кислорода; отсюда следует, что он состоит только из кислорода и представляет собой его аллотропическое видоизменение. Молекулярная масса озона равна 48, атомная же масса кислорода равна 16; следовательно, молекула озона состоит из трех атомов кислорода. Для получения озона пользуются действием тихих электрических разрядов на кислород. Приборы, служащие для этой цели, называются озонаторами. При обычных условиях озон - газ. От кислорода его можно отделить сильным охлаждением; озон конденсируется в синюю жидкость, кипящую при -111,9оС. Растворимость озона в воде значительно больше, чем кислорода: 100 объемов воды при 0оС растворяют 49 объемов озона. Озон - неустойчивое самопроизвольно разлагающееся вещество.
Литература. Иллюстрации Щелкни здесь и получи свободный доступ к любому источнику библиотеки сайта!
- Allaby M., Ed. Atmosphere: A Scientific History of Air, Weather, and Climate = Атмосфера. История воздуха, погоды и климата. Facts on File, 2009, 242 p. Иллюстрированное учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://mashinva.narod.ru/references_ru.html quotation
- Cobb A.B., Ed. Earth Chemistry = Химия Земли. Chelsea House Publications, 2008, 130 p. Иллюстрированное учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://mashinva.narod.ru/references_ru.html quotation
- Harrison R.M., Ed. Principles of Environmental Chemistry = Принципы химии среды. Royal Society of Chemistry, 2007, 280 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Koch G.W., Mooney H.A., Eds. Carbon Dioxide and Terrestrial Ecosystems = Двуокись углерода и экосистемы Земли. Academic Press, 1995, 443 p. Учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://mashinva.narod.ru/references_ru.html quotation
- Körner C., Bazzaz F.A., Eds. Carbon Dioxide, Populations, and Communities = Двуокись углерода, популяции и сообщества. Academic Press, 1996, 465 p. Иллюстрированное учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://mashinva.narod.ru/references_ru.html quotation
- Lindahl S.G. Oxygen and life on earth: an anesthesiologist's views on oxygen evolution, discovery, sensing, and utilization. Anesthesiology, 2008, 109, 1, 7-13
Иллюстрированный обзор. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Newton D.E., Ed. Chemistry of the Environment = Химия среды. Facts on File, 2007, 240 p. Иллюстрированное учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://mashinva.narod.ru/references_ru.html quotation
- Robbins P., Ed. Encyclopedia of Environment and Society = Среда и общество. Энциклопедия. Пятитомник. 5 vol. set. Sage Publications, 2007, 2736 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Volk T., Ed. CO2 Rising: The World's Greatest Environmental Challenge = Увеличение двуокиси углерода: величайшая мировая проблема среды. The MIT Press, 2008, 264 p. Иллюстрированное учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://mashinva.narod.ru/references_ru.html quotation
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|