КОНСТРУКТ [ construct ] (Лат.: constructum - складывать, расставлять располагать, составлять, создавать, 1663). Конструкт - абстрактный объект (гипотеза, концепция, заданный набор категорий, признаков, элементарных смысловых структур и т.п.), идеализированное представление о реальности, сконструированное с целью ее познания. Конструкты являются понятиями, характеризующими принципиально ненаблюдаемые объекты. Они противопоставляются так называемым элементарным конкретным понятиям - понятиям о наблюдаемых объектах, фактах. В философском плане конструкты и элементарные понятия относятся как абстрактное и конкретное. Оперирование конструктами может осуществляться как без обращения к реальности, так и с переходом к ней с целью объяснения и для предсказания реальности. Конструкты - вероятностные сущности. Примеры использования термина в различных контекстах. (а) Фонема - лингвистический конструкт. (б) Мировоззрение личности есть иерархия конструктов личности. (в) При планировании научного исследования формулируются конструкты «причины» и «следствия», «воздействия» и «эффекта». (г) Разработан стандартизованный тест для отбора персонала The Work Personality Index (WPI)», Psychometrics Canada Ltd, 2001. (URL: www.psychometrics.com, Downloads: http://www.psychometrics.com/downloads/pdf/WPI-M.pdf). В процессе разработки теста было доказано, что профессионально-важными для эффективной деятельности являются 17 черт личности (1-17). Эти 17 черт обоснованно разделены на пять групп (I-V). Каждая группа представляет собой отдельный общий конструкт. Перечислим конструкты (I-V) и черты личности, составляющие эти конструкты (1-17). (I) Ориентации на достижения. (1) Амбиции, устремления. (2) Инициатива. (3) Гибкость. (4) Энергия . (5) Лидерство. (II) Добросовестность. (6) Настойчивость. (7) Внимание к деталям. (8) Нормативность, следование правилам. (9) Надежность. (III) Социальная ориентация. (10) Взаимодействие в группе, расчете. (11) Заботливость. (12) Общительность. (13) Демократичность. (IV) Практический интеллект. (14) Новаторство. (15) Аналитическое мышление. (V) Приспособляемость, адаптивность. (16) Самоконтроль. (17) Толерантность к стрессу. (д) Операционализация конструкта (например, одного из конструктов: «самооценка», «интеллект», «источник управления поведением личности» и др.) -его трансляция (перевод, воплощение) в конкретной методике его оценки (например, в вопроснике для исследования «самооценки», «интеллекта», «источника управления поведением личности» и др.). В результате операционализации конструкта, индивидуальные представления становятся потенциальным или актуальным социальным знанием, доступным другим людям. (е) «Генеральная совокупность планируемого исследования» - конструкт, а «выборка на которой проводится соответствующее исследование» - операционализация данного конструкта. (ж) Конструктная валидность - свойство (и/или значение соответствующей меры), характеризующее эффективность операционализации конструкта, эффективность его трансляции в актуальную методику или программу действий. Конструктная валидность может быть мерой соответствия исходной теоретической модели объекта исследования - модели, построенной по результатам соответствующего исследования, применения теоретической модели на практике. (з) Методами оценки конструктной валидности могут быть: анализ номологической сети, построение и анализ многомерной матрицы «конструкты-меры», оценка согласованности теоретической и экспериментальной моделей. (и) В концептуальном картировании используются как элементарные понятия, так и конструкты.
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|