Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ДОБРО И ЗЛО
good and evil ]

     Добро и зло - это полярные оценки духовных, психических, физических категорий реальности, построенные на основе их сравнения с соответствующими нормами морали.
     Духовные, психические, физические сущности и явления, соответствующие нормам морали, должны оцениваться как добро, благо. Духовные, психические, физические сущности и явления, не соответствующие нормам морали, должны оцениваться как зло. Очевидно, что между этими полюсами - непрерывный континуум значений, которые тоже могут быть оценены.
     Нередко в качестве эталона для сравнения, в качестве начальной точки отсчета при таких оценках используют отношение оцениваемых сущностей и явлений не к морали, а их отношение другим сущностям: к нравственности, к физическим ценностям, к потребностям, к фактическим желаниям, наслаждениям и страданиям и т.д. Любые подобные оценки являются неопределенными и относительными. Они являются неопределенными потому, что неизвестно их действительное соответствие истине. Они являются относительными, поскольку эталон для сравнения выбирается произвольно. Эталон этот не является абсолютным. Например, при использовании категории нравственности в качестве эталона для сравнения возможны два варианта. Если нравственность не соответствует морали, возможны ошибочные оценки: ошибки заблуждения или ошибки лжи. В свою очередь, как ошибки заблуждения, так и особенно ошибки лжи сами по себе есть зло.
     Примеры.
     (1)
Оценка духовных сущностей.
   Поведение членов банды террористов, захвативших заложников, с точки зрения членов банды и ее организаторов, основывающихся исключительно на корпоративной нравственности, оценивается как добро. Такая оценка является относительной, но не абсолютной, поскольку она справедлива только относительно членов банды и ее организаторов. В том, что такая оценка не соответствует истине, нетрудно убедиться при сопоставлении поведения членов банды с моралью: нравственность (духовный атрибут) членов банды корпоративна и не соответствует морали. Поведение членов банды аморально, следовательно, является злом для заложников, общества и человечества в целом. При всем этом, члены банды могут вести себя аморально по причине заблуждения или по причине лжи. В любом случае, как их поведение, так и их оценки своего поведения, должны оцениваться как зло.
     (2)
Оценка психических сущностей.
     Очень часто в качестве критерия оценки добра и зла используются такие индивидуальные психические сущности, как приятное и неприятное. То, что приятно, то, что приносит удовольствие, относят к добру, а то, что неприятно, противно, относят к злу. Очевидно, что чувства приятного и неприятного не могут быть ни критерием, ни мерой, ни точкой отсчета для оценки добра и зла. Отношения между чувствами человека и категориями добра и зла могут быть самыми разнообразными. В частности, обличение недостатков человека может быть неприятно ему. Обличителя даже могут обвинить в злом умысле. Однако, если такое обличение преследует добрые цели, то является добром. И наоборот, лесть может быть приятна человеку, хотя добром она не является.
     В качестве одного из эталонов для сравнения при оценке индивидуальных психических сущностей нередко используют высокий уровень устойчивого интеллекта. Для оценки интеллекта создана целая система психологических методик. Как правило, подобные оценки безотносительны. Безусловно считается, что высокий интеллект индивида - всегда благо как для него, так и для социальной и физической среды. Вместе с тем, высокий уровень устойчивого интеллекта аморального человека является не благом, а величайшим злом. Аморальный человек всегда готов использовать свой интеллект против духовных, психических и физических естественных законов во зло по отношению к социальной и физической среде.
     При оценке социальных психических сущностей в качестве одного из эталонов для сравнения нередко используют такую характеристику, как высокий социальный статус индивида. Например, безусловным благом нередко считают высокую служебную должность, научную степень или ученое звание индивида и др.: руководитель предприятия, банкир, доктор наук, академик, министр, президент. Очевидно, что такая безотносительная к морали оценка не является определенной, то есть не может рассматриваться ни как благо, ни как зло.
     (3)
Оценка физических сущностей.
     Очень распространенным эталоном для сравнения в оценке сущностей и явлений добра и зла являются физические ценности, например материальное богатство. В частности богатство, приобретенное любым способом, нередко оценивается как добро, благо. Очевидно, что такая оценка относительна и неопределенна. Она неопределенна потому, что эталон оценки неизвестен. Она относительна, потому что этот эталон выбран произвольно. Подобная оценка может соответствовать истине, то есть быть действительным благом, если окажется, что богатство приобретено и используется на основе морального поведения его владельца. Подобная оценка может не соответствовать истине, то есть быть не благом, а злом, если окажется, что богатство приобретено и используется на основе аморального поведения владельца богатства. В частности, нельзя считать действительным благом богатство, приобретенное путем накопления сверхпроцентов при даче денег в долг, богатство, приобретенное путем воровства или любым другим аморальным способом, а также использование любого богатства для аморального обогащения.
     Таким образом, двумя первыми и главными условиями при оценке любых сущностей и явлений, как добра, так и зла являются:
     (а)
правильный выбор начальной точки отсчета, эталона для сравнения - норм морали и
     (б)
моральное поведение при оценивании.


     "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром". Апостол Павел - Послание к римлянам, 12, 21.
     "Не будь побежден злом..., = Всегда побеждай зло! Но побеждай добром!.
     "... побеждай зло добром". Добро и приятное - разные сущности. Добро может побеждать зло ненасильственным способом. Добро может побеждать зло с применение насилия, если человек не хочет (не понимает или "прикидывается валенком") вернуться к добру без насилия. Ограничение зла насилием допустимо с помощью морально оправданного насилия.

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Общая лексика» = Visitors of section «General lexis» :