Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ОТНОШЕНИЕ
relation ]

     Отношение - это момент зависимости, связи, взаимодействия каких-либо сущностей и/или явлений. В отношениях проявляются специфические свойства сущностей и/или явлений.
     Виды отношений.
     Можно выделить следующие основные виды отношений: пространственные отношения, временные отношения, причинно-следственные отношения, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего, иерархические отношения, социальные (общественные) отношения, сексуальные отношения, семейные отношения, производственные отношения, отношение к средствам производства, отношения двух переменных величин, отношения зависимости, независимости, взаимозависимости, отношения равенства, неравенства, тождества, пропорции и т.д.
     Иерархия отношений.
     Сущности и явления реальности находятся в иерархических отношениях. Это могут быть отношения сущностей и явлений низшего и высшего уровней иерархии, одного уровня иерархии.
     Примеры.
     (1) Религия - отношения человека и Бога: отношение Бога к человеку (того, что выше в иерархии сущего) и человека к Богу.
     (2) Социальные отношения: отношения человека с другими людьми, социальной средой (отношения объектов одного уровня иерархии сущего).
     (3) Отношения человека с физической средой (с объектами (вероятно) более низкого уровня иерархии сущего),
     (4) Отношения физических сущностей между собой (на разных уровнях иерархии физических сущностей).
     Естественные и искусственные отношения.
     Естественные отношения любых сущностей и явлений (законы-реальности) продуктивны. Результатом их осуществления является сохранение и развитие структур и функций управляемых вероятностных сущностей любого уровня иерархии сущего. Искусственные отношения, отношения организованные человеком могут быть как продуктивными, так и деструктивными, в зависимости от идеалов (законов-представлений), лежащих в основе любого индивидуального или социального поведения.
     Отношения - предмет науки и практики.
     Отношения объектов - предмет познания любой отрасли науки и практики.
     Примеры.
     (1) Отношения физических сущностей и явлений - предмет физики.
     (2) Отношения физических сущностей и явлений человека - предмет физиологии человека.
     (3) Отношения психических сущностей и явлений человека - предмет психологии человека.
     (4) Отношения духовных сущностей и явлений - предмет пневматологии.
     (5) Отношения духовных, психических и физических сущностей и явлений человека - предмет психофизиологии человека.
     (6) Отношения человека с внешними сущностями и явлениями - предмет экологии. Результаты этих отношений определяются сознанием, идеалами человека и общества.
     Описание отношений.
     Отношения могут быть представлены в виде математических выражений, где объекты исследования описываются переменными величинами, числами, связанными каким-либо знаком сравнения: = (равно), < (меньше), > (больше), <= (меньше или равно), >= (больше или равно) и др. Знаки сравнения указывают на характер отношений.
     Сущность реальных отношений.
     Все реальные объекты по своей сущности являются вероятностными (стохастическими) объектами. Переменными величинами, адекватно описывающими свойства таких объектов, являются стохастические переменные (см. аксиомы и принципы вероятностной методологии). Принятие этой аксиомы не исключает возможности обоснованного упрощенного представления таких объектов неслучайными переменными (модель детерминистской методологии)
  Отношения между вероятностными объектами - вероятностные отношения, представляют собой вероятностные моменты взаимозависимости, взаимодействия, взаимосвязи, которые могут быть представлены с помощью соответствующих средств математики.
     Факторы, определяющие отношения и результаты их исследований.
     Вероятностные отношения и результаты их исследований могут зависеть от факторов трех категорий. Прежде всего, они зависят от вероятностных свойств самих объектов. Кроме того, они могут зависеть также от вероятностных свойств среды. И, наконец, если исследователь изучает эти объекты, то сущностные вероятностные характеристики наблюдаемых объектов, явлений, на которые влияет среда, могут в той или иной мере искажаться процессом наблюдения. Это могут быть ошибки измерительных, регистрирующих приборов и/или ошибки, просчеты наблюдателя.
     Таким образом, исследователь всегда регистрирует сложную структуру, отражающую влияния описанных выше трех категорий факторов.
     (а) Показатели, отражающие сущностные вероятностные свойства объектов, явлений. Они проявляются с одной стороны в устойчивости уровня показателей, а с другой стороны в вариативности (изменчивости, рассеянии около уровня, дисперсии) их конкретных значений.
     (б) Влияния среды на сущностные вероятностные свойства, которые обусловливают определенную долю дополнительного вероятного изменения уровня и рассеяния сущностных показателей.
     (в) Влияния процесса наблюдения, которые обусловливают еще одну долю вероятного изменения уровня и рассеяния. Это связано с ошибками приборов и/или ошибками, просчетами наблюдателя. В эффективном исследовании каждый из этих компонентов должен быть оценен.
     Как традиционно исследуются отношения.
     Для того чтобы составить представления об интересующих нас отношениях между объектами, явлениями исследователь, как правило, исходит из ряда положений, каждое из которых может являться основой отдельного направления исследований.
     (1) Предположить, что исследуемые объекты, явления жестко детерминированы, переменные отражающие их истинные, сущностные характеристики неслучайны, что вариативность наблюдаемых переменных является помехой и не отражает сущности изучаемых объектов, явлений. В таком случае можно было бы попытаться каким-либо способом построить функциональную зависимость между исследуемыми объектами, явлениями, переменными, описывающими их. Именно таким способом были открыты многие законы в естественных науках, описывающие отношения между реальными сущностями.
     С появлением теории вероятностей и математической статистики появилась возможность того, чтобы, во-первых, постараться избавиться от вариативности объектов, явлений, переменных, как от помехи и, во-вторых, оценить достоверность, приемлемость полученных результатов в качестве истины. Статистическое исследование могло бы быть завершено формализацией представлений об исследуемых отношениях - построением функциональной зависимости между исследуемыми объектами, явлениями, переменными, описывающими их.
     (2) Исходные предпосылки остаются прежними. Однако составить представление об отношениях (построить функциональную зависимость) по тем или иным причинам могло бы оказаться невозможным. Однако методы математической статистики позволяют оценить статистическую взаимозависимость объектов, явлений, переменных. Для такой оценки, прежде всего, можно было бы сделать очень приблизительные предположения о характере отношений, являются ли они линейными или нелинейными, а затем проверить эти предположения. Именно таким целям служит вычисление коэффициента корреляции (Пирсона). Если окажется, что его значение меньше допустимого, предполагают (с определенной достоверностью) либо отсутствие взаимосвязи между объектами, явлениями, либо наличие нелинейной связи. Если значение коэффициента корреляции близко к единице, предполагают наличие линейной связи. В этом случае коэффициент корреляции (Пирсона) является мерой линейности этой связи. Описаны несколько способов оценки нелинейности отношений (например, посредством корреляционного отношения). К сожалению, все эти способы лишь указывают на наличие нелинейности, но не измеряют ее и не устанавливают ее характера.
     (3) Предположить, что исследуемые объекты, явления жестко детерминированы, переменные отражающие их истинные, сущностные характеристики неслучайны, а вариативность наблюдаемых переменных является помехой и не отражает сущности изучаемых объектов, явлений. Эта вариативность обусловлена исключительно влиянием среды, (см. п.(б)). Положим также, что процесс наблюдения не влияет на результаты, так что наблюдаются истинные значения переменных. При таких исходных предпосылках отношения между переменными могут оцениваться с помощью линейного регрессионного анализа. С помощью линейного регрессионного анализа могут оцениваться и нелинейные отношения (путем исследования участков, обладающих линейными свойствами).
     (4) Предположить, что исследуемые объекты, явления жестко детерминированы, переменные отражающие их истинные, сущностные характеристики неслучайны, а вариативность наблюдаемых переменных является помехой и не отражает сущности изучаемых объектов, явлений. Эта вариативность обусловлена влиянием среды (см. п. (б)) и влиянием процесса наблюдения (см. п. (в)). Специальный раздел регрессионного анализа (Кендалл М., Стьюарт А., Функциональная и структурная зависимости. В кн.: Статистические выводы и связи, «Наука», ФМЛ, М., 1973, с. 500 - 558) дает возможность исследовать линейные и нелинейные отношения между объектами, явлениями, переменными с учетом именно такой сущности исследуемых объектов, явлений и структуры их вариативности (рассеяния, дисперсии).
     Как эффективно исследовать отношения.
     Заметим, одну общую особенность описанных выше путей (1) - (4), каждый из которых в той или иной мере используется современной наукой. Ни в одном из, вариативность не считают и не определяют как сущностную характеристику объектов, явлений. И хотя в большинстве исследований вариативность оценивается, делается это не для того, чтобы использовать ее как показатель, а для того, чтобы от нее избавиться как от помехи (оценка достоверности, статистических интервалов, отношений и т.д.). Выдвинем принципиально иное по сравнению с вышеописанными предположение: исследуемые объекты, сущности и явления, переменные, их описывающие, являются вероятностными. Принятие данного предположения означает качественный переход от детерминистской методологии к вероятностной методологии.
     Вариативность переменных обусловлена тремя причинами: сущностными вероятностными свойствами объектов, явлений (см. п. (а)), влиянием среды (см. п.п. (б)), влиянием процесса наблюдения (см. п. (в)).
     Предположения (1) - (4) являются частными по отношению к последней предпосылке. Отсюда вероятностная методология не исключает использования методов детерминистской методологии. Вместе с тем, вероятностная методология предоставляет принципиально новые возможности оценки отношений между объектами, явлениями и соответствующими переменными. В частности появляется основа для исследования различных дисперсионных зависимостей и функций их описывающих. Среди них могут быть следующие зависимости дисперсии зависимой переменной от изменения независимой переменной (дисперсионные функции): регрессионные зависимости (функции), скедастические зависимости (функции), зависимости дисперсии от времени (дисперсионные функции времени).
     Главные особенности эффективного познания отношений.
     Главной особенностью вероятностной методологии, отличающей ее от традиционно и повсеместно используемой детерминистской методологии, является оперирование случайными переменными их распределениями, параметрами распределений. Все эти атрибуты имеют теперь не просто формальный, а сущностный, психофизиологический смысл. И какими бы ни были исследуемые распределения, одним из их параметров является дисперсия. Дисперсия - это простой и понятный показатель, отражающий сущность отношений. Это мера организованности взаимодействия между элементами системы, качество управления отношениями между элементами системы.
     Организация процессов - управление в живых системах осуществляется с использованием прогнозирования (Трифонов Е.В., 1978). Отсюда исследование дисперсии (Трифонов Е.В., 1972) позволяет оценить меру реализации прогнозирования, как одной из главных форм (кроме интерполяции и фильтрации) проявления во времени отношений частей, элементов в системе. Из данных рассуждений вытекают еще две особенности вероятностной методологии.
     Выдвигая целью познания взаимодействие между элементами, исследователь становится на позиции прогрессивной системной методологии, главной целью которой является оценка взаимодействия между элементами системы.
     Сочетание вероятностной и системной методологии приводит к тому, что центральным моментом познания в психофизиологии становится исследование управления в живых системах.

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Математика» = Visitors of section «Mathematics» :