Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ЦВЕТ
color ]

     Цвет в психофизиологии - это обобщенное название всех хроматических оптических тонов. Оптический тон - это одно из качеств сенсорного впечатления от ощущения зрительной модальности.
     Различают два типа оптических тонов: ахроматические (нецветовые) оптические тоны  и  хроматические (цветовые) оптические тоны. Греч.: α-, αν - приставка в сложных словах - не-  +  χρώμα - цвет, краска, колорит. Нецветовые оптические тоны: белый, градации серого, чёрный. Все остальные оптические тоны - цветовые оптические тоны.
     Познание отдельных свойств предметов и явлений обеспечивает ощущение. Ощущение - это форма психофизического отражения качественных, количественных, пространственных и временных характеристик раздражителей. Ощущение представляет собой комбинации сенсорных впечатлений - простейших единиц, элементов сенсорного опыта. В частности, воспринимаемые цвет «синий» или вкус «сладкий» будут сенсорными впечатлениями.
     В соответствии с характеристиками раздражителей, ощущение может различаться по модальности, интенсивности, пространственным и временным характеристикам. Например, ощущение зрительной модальности может обладать следующими качествами сенсорных впечатлений: оптический тон, яркость; насыщенность и светлота.
     Тон цвета, или цветовой тон - это разновидность хроматического оптического тона, одно из качеств сенсорного впечатления. Цветовые тóны (тонá) имеют непрерывное распределение (спектр), поле цветовых тонов. Такой непрерывный спектр цветовых тонов (поле цветовых тонов, color space) можно наблюдать на дифракционной решетке. Общеизвестным простейшим житейским примером цветового спектра является радуга.
     Для практики было необходимо поле континуума цветовых тонов разделить на дискретные составляющие. Первое такое деление континуума цветовых тонов на семь последовательных интервалов сделал в 1672 г. Исаак Ньютон (Сэр Исаа́к Нью́тон, Sir Isaac Newton, 1643-1727, английский физик, математик и астроном). Об основаниях создания такой именно семибалльной шкалы тонов цвета можно только догадываться. Возможно, число делений было выбрано по аналогии со звуковыми тонами в музыке (семь нот в октаве). Имена этих последовательных тонов цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. По существу интервалы непрерывного спектра цветовых тонов представляют собой семь частично перекрывающих друг друга распределений вероятностей характеристик оптического излучения. Семь центров этих распределений соответствуют тонам цвета.
     Художники получали разнообразные тоны цвета путем смешения определенных красок. Было установлено, что из красок трёх цветовых тонов, красного, зелёного и синего можно получить практически все цветовые тона. Эти три цветовых тона: красный, зелёный и синий назвали основными цветовыми тонами. В 1860 г. английский физик Джеймс Клерк (Кларк) Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831-1879) дал такому эмпирическому выбору научное обоснование. Поле (система) цветовых тонов RGB (красный, зелёный, синий, RGB color space) используется в настоящее время в устройствах цветовоспроизведения (мониторы телевизоров и ЭВМ).

Таблица.  Семь хроматических тонов цвета и их физические характеристики.

Тон цвета Диапазон длин волн, нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов, эВ
1 Красный 625—740 480—405 1,68—1,98
2 Оранжевый 590—625 510—480 1,98—2,10
3 Жёлтый 565—590 530—510 2,10—2,19
4 Зелёный 500—565 600—530 2,19—2,48
5 Голубой 485—500 620—600 2,48—2,56
6 Синий 440—485 680—620 2,56—2,82
7 Фиолетовый 380—440 790—680 2,82—3,26


     О трехчастности цветового зрения первым высказался в 1756 году М.В. Ломоносов (Миха́йло (Михаи́л) Васи́льевич Ломоно́сов, 1711-1765, русский учёный-естествоиспытатель, химик и физик, астроном, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, просветитель).

Схема. Аддитивное смешение трех основных (RGB) цветовых тонов.

     Почти сто лет спустя концепцию Ломоносова развил Томас Юнг (Томас Янг, Thomas Young, 1773-1829, английский ученый: физик, один из основателей физической оптики и волновой теории света, астроном, физиолог, врач, ориенталист, музыкант, живописец). Томас Юнг в 1801-1803 г., проводя исследования на грани физики и физиологии, разработал концепцию цветового зрения. Эта концепция была основана на предположении о наличии в сетчатке глаза трёх видов чувствительных элементов, которые реагируют на три основных цветовых тона. В третьем принципе волновой оптики Т. Юнг утверждает: «Ощущение различных цветов зависит от различной частоты колебаний, возбужденных светом на сетчатке». Таким образом, благодаря исследованиям Т.Юнга эмпирическая шкала основных цветов получила научное как физическое, так и физиологическое обоснование. Т.Юнг в своих работах ссылается на приоритет М.В. Ломоносова и его работу: "Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее".
     Дальнейшее развитие представлений о цветовом зрении получило благодаря исследованиям немецкого учёного Г.Гельмгольца (Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц, Hermann von Helmholtz, 1821-1894, немецкий физик, физиолог и психолог). Интересно, что в своих работах Гельмгольц не упоминает о взглядах М.В. Ломоносова, хотя упомянутая выше работа "О происхождении света" была опубликована на немецком языке задолго до исследований Гельмгольца.
     Г.Гельмгольц полагал, что в сетчатке глаза человека есть три вида колбочек. Каждый вид колбочек наиболее чувствителен одному из трех основных цветовых тонов: красному, зелёному и синему. Зоны вероятностного (Трифонов Е.В., 1978) распределения колбочек в сетчатке частично перекрывают друг друга. Эта особенность обеспечивает распознавание многочисленных тонов цвета и их оттенков. Равномерное раздражение вероятностных полей всех видов колбочек вызывает ощущение средневзвешенного дневного света (белого цвета).
     Кроме трехкомпонентной теории цветового зрения существуют и другие теории. Различаясь в деталях, в главном они не противоречат друг другу.

Таблица.  Произвольные шкалы некоторых качеств сенсорного впечатления:
яркость, насыщенность, светлота
.

Максимальная яркость                                     Минимальная яркость
Максимальная насыщенность                                     Минимальная насыщенность
Максимальная светлота                                     Минимальная светлота

     Представления о трехкомпонентном поле цветовых тонов явились основой для создания ряда стандартов поля цветовых тонов, использующихся в технике, полиграфии и компьютерном дизайне. В частности, International Commission on Illumination (CIE, Международная комиссия по освещению) на основании исследований по восприятию тонов цвета разработала и математически описала стандарт поля цветовых тонов RGB. На его основе той же организацией был создан стандарт поля цветовых тонов XYZ (XYZ color space). Позже были разработаны и другие стандарты поля цветовых тонов, соответствующие тем или иным определенным технологическим целям.
     Яркость - это одно из качеств сенсорного впечатления, степень субъективной близости цветового тона к ахроматическому чёрному тону. Любой цветовой тон при максимальном снижении яркости становится чёрным.
     Насыщенность - это одно из качеств сенсорного впечатления, степень субъективной близости цветового тона к ахроматическому серому тону.
     Светлота - это одно из качеств сенсорного впечатления, степень субъективной близости цветового тона к ахроматическому белому тону.
     Как правило, чистое ощущение сопровождается некоторой интерпретацией. При этом используется прошлый опыт (стратегия прогнозирования в восприятии, Трифонов Е.В., 1978), разум. Результатом подобной интерпретации является восприятие.


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

    Шашлов Б. А. Цвет и цветовоспроизведение.— М._ Книга, 1985. (1,89Мб, 16.01.06).rar 1_19/Shashlov.htm = Рис 1_19/Shashlov Джадд Д., Вышецки Г. (Judd,Wyszecki) - Цвет в науке и технике (Мир, 1978).djvu 1_19/Color_Judd3ed1975.djvu Нелюбова М.В. Психология цвета. Авторский курс..doc 1_19/Color_Psych_lecture_ru.doc Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001.doc 1_19/Color_Psych2001_ru.doc Миннарт М. - Свет и цвет в природе (1969)(3 Mb)(djvu).djvu 1_19/Light_Color1969_ru.djvu Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. В.Железняков.rar 1_19/Color_Contrast_ru.pdf Луизов А.В. - Глаз и свет. Л., Энергоатомиздат, 1983, 143 с. 1_19/Eye_Light1983_ru.djvu Основы цвета - ИОХАНЕС ИТТЕН.doc 1_19/Color_Fundamentals_ru.doc Теория цвета.rar 1_19/Color_theory_ru.doc Добро пожаловать в мир цвета!.rar 45,08 MB 1_19/Color_Introduction_ru.pdf Кириллов Е.А.Цветоведение.1987.djvu М., Легпромбытиздат, 1087, 128 с. 1_19/Color_Science1987_ru.djvu 1059. Психофизиология цветового зрения (Измайлов, 1989).djvu 1_19/Color_Vision1989_ru2.djvu Собчик Л.Н. - МЦВ - метод цветовых выборов.doc 1_19/Test_Luscher_Sobchic.doc Измайлов Ч.А., Соклов Е.Н., Черноризов А.М. - Психофизиология цветового зрения. М., Издательство Московского университета, 206 с. )(ru).djvu 2.4 Mb 1_19/Color_Vision1989_ru.djvu !!!!!!Фершильд М.Д. - Модели цветового восприятия (2004)(19 Mb)(pdf).pdf 1_19/Color_Perception2ed_2004_ru.pdf Саттон Т. - Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций (2004).djvu 1_19/Color_Harmony2004_ru.djvu Color for Science, Art and Technology (AZimuth) By K. Nassau * Publisher: North Holland * Number Of Pages: 510 * Publication Date: 1997-12-01 * ISBN-10 / ASIN: 0444898468 * ISBN-13 / EAN: 9780444898463 * Binding: Hardcover 1_19/Color_Science_Art_Technology1997.pdf + Introduction to Color Imaging Science автор(ы): Hsien-Che Lee # Publisher: Cambridge University Press # Number Of Pages: 716 # Publication Date: 2005-04-30 optimized PDF file. original filename: Lee H.-C. Introduction to color imaging science (CUP, 2005)(ISBN 052184388X)(717s)_CsIp_.pdf RAR archive password: twilightzone 60569.rar (2.66 MB) 1_19/Introd_color_imaging_science2005.pdf + Color Codes: Modern Theories of Color in Philosophy, Painting and Architecture, Literature, Music, and Psychology автор(ы): Charles A. Riley II # Publisher: UPNE # Number Of Pages: 373 # Publication Date: 1995-02-15 0874517427.zip (1.18 MB) 1_19/Theories_Color1995/files/cover.html + !!!! The Science of Color, Second Edition ( Optical Society of America Monographs ) автор(ы): Steven K Shevell # ublisher: Elsevier Science # Number Of Pages: 350 # Publication Date: 2003-07-11 optimized PDF file. original filename: Shevell S.K. (ed.) Science of color (Elsevier, 2003)(ISBN 0444512519)(351s)_PEo_.pdf RAR archive password: twilightzone 74783.rar (14.11 MB) 1_19/Science_of_Color2003.pdf

  1. Basbaum A.I., Shepherd G.M., Kaneko A., Westheimer J., Eds. The Senses: A Comprehensive Reference = Чувства. Справочник. 6-vol set, Academic Press, 2007, 4640 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  2. Chalupa L.M., and Werner J.S., Eds. he Visual Neurosciences Нейрофизиология зрения. Двухтомник. 2-vol set, The MIT Press, 2003, 1808 p. Сборник обзоров.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  3. De Valois K.K. Seeing (Handbook of Perception and Cognition) = Зрение. Восприятие и познание. Academic Press, 2000, 392 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  4. Ebner M. Color Constancy = Константность цвета. Wiley, 2007, 408 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  5. Grierson I. Eye Book: Eyes and Eye Problems Explained = Глаз. Норма и патология. Liverpool University Press, 2000, 220 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  6. Handel S. Perceptual Coherence: Hearing and Seeing = Когерентность восприятия. зрение и слух. Oxford University Press, USA, 2006, 492 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  7. Kuehni R.G. Color Space and Its Divisions: Color Order from Antiquity to the Present = Пространство цвета: Свойства цвета от античности до настоящего времени. Wiley-Interscience, 2003, 408 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  8. Kuehni R.G. Color: An Introduction to Practice and Principles = Цвет. Принципы и введение к практике. Wiley-Interscience, 2004, 216 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  9. Landesman C. Color and Consciousness: An Essay in Metaphysics = Цвет и сознание. Эссе по метафизике . Temple University Press, 1989, 135 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  10. Mausfeld R., Heyer D. Colour Perception: Mind and the Physical World = Восприятие цвета. Сознание и физический мир. Oxford University Press, USA, 2004, 544 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  11. Ohta N., Robertson A. Colorimetry: Fundamentals and Applications = Колориметрия: Основы и применение. Wiley, 2006, 350 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  12. Valberg A. Light. Vision. Color = Свет. Зрение. Цвет. Wiley, 2005, 474 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  13. Zollinger H. Color: A Multidisciplinary Approach = Цвет. Междисциплинарный подход. Wiley-VCH, 2000, 268 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Физика» = Visitors of section «Physicas» :