МЕТОД [ method ] (Лат.: methodus - прием, способ, метод; греч.: μέθοδος - способ научного исследования, метод; 1541). Метод - это универсальный для данной области знаний способ получения фактов, соответствующий определенной методологии. Методология, метод и методика соотносятся, соответственно, как иерархия целого и частей трех уровней. То есть метод - понятие, определяющее универсальную категорию, методика - частную, конкретную. Примеры: метод индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения; математический, экспериментальный, сравнительный, выборочный метод, метод исследования условных рефлексов, метод оценки степени реализации прогнозирования в живых системах, метод непрерывного статистического контроля. Каждая теория располагает более или менее универсальными методами исследования, подтверждающими и развивающими ее. Этим теория отличается от предшествующих ей результатов познания (гипотеза - концепция - теория), в частности от концепции. Например, представления ученых школы И.П. Павлова (1849-1936, русский физиолог, Нобелевская премия в 1904 г., Санкт-Петербург, Ленинград, Военно-медицинская академия, см. фото 1, фото 2 об условных рефлексах можно назвать условнорефлекторной теорией, так как эти представления содержат и универсальный метод исследования условных рефлексов. Противоположный пример. Представления о прогнозировании в живых системах были известны человеку очень давно, еще с доисторических времен. Подтверждений тому можно много найти при чтении древних рукописей, священных книг разных вероисповедований. Это описания пророков и пророчеств (эквивалент научных понятий «прогноз», «прогнозирование» в психике), их источника, первопричины и механизмов. Однако те знания назвать научной теорией определенно нельзя, хотя они и не противоречат науке. Вряд ли можно назвать теорией и многие представления ряда физиологов и психологов прошлых десятилетий о прогнозировании. Эти представления не достигли такой степени развития, которая позволила бы ученым сформулировать универсальный метод исследования и количественной оценки прогнозирования. В частности, по этой причине, несомненно ценные для науки взгляды по этому вопросу И.М. Сеченова (1829-1905, российский физиолог), И.П. Павлова, Н. Винера (Wiener Norbert, 1894-1964, математик, основатель кибернетики, США), Д.Н. Узнадзе (1886-1950, советский психолог), Н.А. Бернштейна (1896-1966, советский физиолог), П.К. Анохина (1898-1974, советский физиолог) и ряда других ученых прошлого и нашего времени правильнее было бы назвать не теориями, а концепциями. (Тем более что перечисленные имена, не нуждаются в приукрашивании). С другой стороны, современные представления о прогнозировании (Трифонов Е.В., 1974, …, 2002) как о принципе управления в живых системах заслуживают называться теорией, если выполнено главное условие для перехода концепции в теорию, то есть если они содержат универсальный метод исследования прогнозирования (Трифонов Е.В., 1974, …, 2002), применимый к любым психофизическим системам.
Методический - относительное прилагательное, образованное от существительного метод. Относительное прилагательное обозначает относительный признак, свойство, качество, характер предмета, события или другого свойства, обозначенного именем, выражающийся через его отношение к другому предмету. Относительный признак не имеет степени проявления. Примеры: методический кабинет, методическое руководство, методическое пособие. Здесь относительное прилагательное - «методический (ое)». Предметы обозначенные именами - «кабинет», «руководство», «пособие». Относительное прилагательное «методический» не имеет степени проявления: нельзя сказать «более методическое руководство» или «менее методическое руководство».
Литература. Иллюстрации. References. Illustrations
Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта! Click here and receive access to the reference library!
- Information Resources Management Association. Clinical Technologies: Concepts, Methodologies, Tools and Applications (3 Volume Set) = Клинические технологии: концепции, методологии, инструменты и их применение. Трёхтомник, Information Resources Management Association, 2011, 2257 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Nola R., Sankey H. Theories of Scientific Method: An Introduction (Philosophy and Science) = Теории научного метода, 5th ed., Robert Nola & Howard Sankey, 2007, 392 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|