НАУЧЕНИЕ [ learning ] Научение - это адаптивная модификация поведения индивида, обусловленная опытом. Физические структурно-функциональные изменения в организме обучаемого, происходящие в процессе обучения. Усвоенное поведение. Обусловленное поведение. Различают несколько разновидностей научения у животных: (а) привыкание, (б) ассоциативное научение (обусловливание), двух типов: классическое обусловливание (обусловливание типа 1), (в) научение посредством проб и ошибок (оперантное обусловливание, инструментальное обусловливание, обусловливание типа 2), (г) латентное научение, (д) спонтанное научение (инсайт-научение) и (е) запечатление (импринтинг). Сущность научения - структурно-функциональных изменений в организме обучаемого, происходящие в процессе обучения, заключается в создании условий наилучшего взаимодействия между структурами, участвующими в процессе приобретения и реализации новых знаний, умений, навыков. К таким структурам могут принадлежать или только структуры нервной системы различных уровней иерархии, или совокупность структур нервной и вегетативной и/или двигательной систем. Наилучшее взаимодействие представляет собой согласование этих структур. Согласование достигается путем преднастройки как структур посылающих сигналы, так и структур воспринимающих эти сигналы. Подобная преднастройка является результатом особой структурно-функциональной организации - прогнозирования (Трифонов Е.В., 1978). Например, одними из главных элементарных процессов, лежащих в основе научения, являются процессы в синапсах нейронов. При научении происходит модификация как предсинаптических структур одного нейрона, так и постсинаптических структур другого. В результате прогнозирования, в котором участвуют другие нейроны, происходит такая преднастройка обоих нейронов, что распределение вероятностей показателей процесса выделения нейромедиатора одним нейроном и распределение вероятностей показателей, характеризующих возможности принять кванты медиатора другим нейроном, максимально согласуются по своим параметрам. Подобное согласование распределений происходит и на более высоких уровнях иерархии структур нервной системы, а также при взаимодействии нервной системы с ее объектами управления - вегетативными и двигательным исполнительными аппаратами (органами) Научение основано на памяти, поскольку прогнозирование как принцип управления (Трифонов Е.В., 1978, 1980) всеми функциями организма осуществляется с использованием памяти. Очевидно, что и в организации памяти, основанной на синаптических процессах, прогнозирование также играет решающую роль. Представления о физических и психических вероятностных процессах, лежащих в основе научения, могут быть подтверждены или получены в результате использования не традиционной - жестко детерминистской методологии, несогласованной с сущностью объекта познания, а с помощью вероятностной методологии, адекватной сущности исследуемых систем.
Литература. Иллюстрации. References. Illustrations
Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта! Click here and receive access to the reference library!
- Banich M.T., Compton R.J., Eds. Cognitive Neuroscience = Физиология психики, 3rd ed., Wadsworth, 2011, 620 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Basar E. Memory and Brain Dynamics: Oscillations Integrating Attention, Perception, Learning, and Memory = Память и динамика мозга: осцилляции интегрируют внимание, восприятие, научение и память. CRC Press, 2004, 259 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Bower G.H., Ed. Psychology of Learning and Motivation. Academic Press, 1982, 286 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Bransford J.D., Brown A.L., and Cocking R.R., Eds. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School: Expanded Edition = Как люди учатся. Мозг, разум, опыт и школа. National Academies Press, 2000, 358 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Byrne J.H., Ed. Learning and Memory: A Comprehensive Reference = Научение и память. Четырёхтомник. 4 vol. set. Academic Press, 2008, 3200 p.
Сборник обзоров. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Byrne J.H., Ed. Concise Learning and Memory: The Editor's Selection = Научение и память. . Academic Press, 2008, 888 p.
Сборник обзоров. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Eccles J.C. Mechanisms of learning in complex neural systems = Механизмы научения в сложных нейронных системах. p. 138-167, Ch. 5 In: Comprehensive Physiology, American Physiological Society by Wiley-Blackwell, 2011.
Иллюстрированный обзор Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Gallistel R., Pashler H., Eds. Stevens' Handbook of Experimental Psychology: Learning, Motivation, and Emotion = Экспериментальная психология. Научение, мотивация, эмоции. Vol. 3, Wiley, 2002, 912 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Peterson P., Baker E., McGaw B. International Encyclopedia of Education = Обучение. Международная энциклопедия. Восьмитомник, 8-vol. set, 3rd ed., Elsevier, 2010, 6957 p.
Руководство для специалистов и студентов. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Preiss D.D., Sternberg R.J. Innovations in Educational Psychology: Perspectives on Learning, Teaching, and Human Development = Инновации в психологии обучения: перспективы научения, обучения и развития человека. Springer, 2010, 496 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/donat.htm#0 quotation
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|