Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


НАУЧЕНИЕ
learning ]

     Научение - это адаптивная модификация поведения индивида, обусловленная опытом. Физические структурно-функциональные изменения в организме обучаемого, происходящие в процессе обучения. Усвоенное поведение. Обусловленное поведение.
     Различают несколько разновидностей научения у животных:
     (а) 
привыкание,
     (б) 
ассоциативное научение (обусловливание), двух типов: классическое обусловливание (обусловливание типа 1),
     (в) 
научение посредством проб и ошибок (оперантное обусловливание, инструментальное обусловливание, обусловливание типа 2),
     (г) 
латентное научение,
     (д) 
спонтанное научение (инсайт-научение) и
     (е) 
запечатление (импринтинг).
     Сущность научения - структурно-функциональных изменений в организме обучаемого, происходящие в процессе обучения, заключается в создании условий наилучшего взаимодействия между структурами, участвующими в процессе приобретения и реализации новых знаний, умений, навыков. К таким структурам могут принадлежать или только структуры нервной системы различных уровней иерархии, или совокупность структур нервной и вегетативной и/или двигательной систем. Наилучшее взаимодействие представляет собой согласование этих структур. Согласование достигается путем преднастройки как структур посылающих сигналы, так и структур воспринимающих эти сигналы. Подобная преднастройка является результатом особой структурно-функциональной организации - прогнозирования (Трифонов Е.В., 1978).
     Например, одними из главных элементарных процессов, лежащих в основе научения, являются процессы в синапсах нейронов. При научении происходит модификация как предсинаптических структур одного нейрона, так и постсинаптических структур другого. В результате прогнозирования, в котором участвуют другие нейроны, происходит такая преднастройка обоих нейронов, что распределение вероятностей показателей процесса выделения нейромедиатора одним нейроном и распределение вероятностей показателей, характеризующих возможности принять кванты медиатора другим нейроном, максимально согласуются по своим параметрам.
     Подобное согласование распределений происходит и на более высоких уровнях иерархии структур нервной системы, а также при взаимодействии нервной системы с ее объектами управления - вегетативными и двигательным исполнительными аппаратами (органами)
     Научение основано на памяти, поскольку прогнозирование как принцип управления (Трифонов Е.В., 1978, 1980) всеми функциями организма осуществляется с использованием памяти. Очевидно, что и в организации памяти, основанной на синаптических процессах, прогнозирование также играет решающую роль.
     Представления о физических и психических вероятностных процессах, лежащих в основе научения, могут быть подтверждены или получены в результате использования не традиционной - жестко детерминистской методологии, несогласованной с сущностью объекта познания, а с помощью вероятностной методологии, адекватной сущности исследуемых систем.


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Banich M.T., Compton R.J., Eds. Cognitive Neuroscience = Физиология психики, 3rd ed., Wadsworth, 2011, 620 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  2. Basar E. Memory and Brain Dynamics: Oscillations Integrating Attention, Perception, Learning, and Memory = Память и динамика мозга: осцилляции интегрируют внимание, восприятие, научение и память. CRC Press, 2004, 259 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  3. Bower G.H., Ed. Psychology of Learning and Motivation. Academic Press, 1982, 286 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  4. Bransford J.D., Brown A.L., and Cocking R.R., Eds. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School: Expanded Edition = Как люди учатся. Мозг, разум, опыт и школа. National Academies Press, 2000, 358 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  5. Byrne J.H., Ed. Learning and Memory: A Comprehensive Reference = Научение и память. Четырёхтомник. 4 vol. set. Academic Press, 2008, 3200 p.
    Сборник обзоров.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  6. Byrne J.H., Ed. Concise Learning and Memory: The Editor's Selection = Научение и память. . Academic Press, 2008, 888 p.
    Сборник обзоров.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  7. Eccles J.C. Mechanisms of learning in complex neural systems = Механизмы научения в сложных нейронных системах. p. 138-167, Ch. 5 In: Comprehensive Physiology, American Physiological Society by Wiley-Blackwell, 2011.
    Иллюстрированный обзор
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  8. Gallistel R., Pashler H., Eds. Stevens' Handbook of Experimental Psychology: Learning, Motivation, and Emotion = Экспериментальная психология. Научение, мотивация, эмоции. Vol. 3, Wiley, 2002, 912 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  9. Peterson P., Baker E., McGaw B. International Encyclopedia of Education = Обучение. Международная энциклопедия. Восьмитомник, 8-vol. set, 3rd ed., Elsevier, 2010, 6957 p.
    Руководство для специалистов и студентов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  10. Preiss D.D., Sternberg R.J. Innovations in Educational Psychology: Perspectives on Learning, Teaching, and Human Development = Инновации в психологии обучения: перспективы научения, обучения и развития человека. Springer, 2010, 496 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/donat.htm#0          quotation

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :