ТЕСТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ [ personality test ] (Лат.: testamen - свидетельство, доказательство, подтверждение; 14 в.) Психологический тест, разработанный и использующийся для исследования свойств личности. Цели разработки и использования тестов чаще всего прагматические - получить информацию о личности для предсказания поведения обследуемого индивида, для морально обоснованного управления его поведением, управления поведением социальных групп. Тесты различаются в зависимости от их теоретической основы, от представлений психологов отностительно структуры личности. Эти представления в той или иной мере формализуются в моделях личности. В основе моделей лежат следующие постулаты. Личность - генеральный конструкт, характеризующий индивида. Структура этого генерального конструкта представляет собой иерархию частных конструктов разных уровней. Число генеральных независимых конструктов, полностью характеризующих личность называют размерностью модели. Существует большое число моделей личности и громадное количество тестов для исследования личности. Организованы специальные бибиотеки, позволяющие выбрать необходимый тест, в том числе и тест для исследования личности. Адрес одной из таких библиотек приведен в списке литературы. Особенностью прошлых и современных исследований личности и созданных для этих целей инструментов является то, что все они основаны на детерминистской методологии. Результаты таких исследований могли бы быть по-крайней мере вдвое полнее с применением вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978, ..., 2002, ...). Реально любая характеристика, качество, черта личности - вероятностная характеристика. Для ее адекватной полной оценки следовало бы использовать не результат единичного наблюдения, как это делается в подавляющем большинстве современных психологических исследований, а результаты наблюдений с использованием серии параллельных вариантов тестов. В последнем случае появляется возможность получить представление не только об уровне того или иного показателя, как это неэффективно делается при единичных наблюдениях, но и о его дисперсии. Иначе говоря, целью исследования являлось бы получение представлений о распределении вероятностей интересующей исследователя переменной. Дисперсия этого распределения, как и математическое ожидание (уровень управления) - сущностный психологический показатель. В частности, этот показатель мог бы быть использован и для эффективной оценки характеристик личности. Существует значительный положительный опыт подобных психологических исследований, проводившихся автором данного словаря и десятками его учеников - врачей, будущих психофизиологов на кафедре нормальной физиологии Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург, Россия).
Литература: 1. G. Scott Acton, Ph.D. (Northwestern University) Great Ideas in Personality. Г. Скотт Актон. Великие идеи о личности. Краткий хорошо иллюстрированный сравнительный анализ теорий личности различных авторов и соответствующих тестов. Библиография первоисточников. Интернет-ссылки. (URL: http://www.personalityresearch.org\pen.html). 2. Psychology Test Library - Catalogue of Tests (by subject). Библиотека психологических тестов. Каталог психологических тестов в Интернет (URL: http://www.psy.mq.edu.au/testlibrary/subjcat//). 3. Randy J. Larsen (Washington University), David M. Buss (University of Texas, Austin). Personality Psychology: Domains of Knowledge About Human Nature. McGraw-Hill Higher Education, 2002. Ранди Дж. Ларсон, Дейвид М. Басс. Психология личности: Область знаний о природе человека. 2002. Учебник по психологии личности. Иллюстрации. Подробная библиография. Вопросы для проверки знаний. Онлайн. Общепризнанный в мире открытый сайт высшего образования McGraw-Hill. (URL: http://highered.mcgraw-hill.com/sites/0070366055/). 4. Personality, Biology & Society. The manual of quotations about individual and group differences, compiled by Mr C. R. Brand (Edinburgh University Psychology Department). Личность, биология и общество. Справочник цитат об индивидуальных и групповых различиях. Составлен C. R. Brand, кафедра психологии Эдинбургского университета. (URL: http://www.cycad.com/cgi-bin/Brand/quotes/).
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|