Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ШКАЛА
scale ]

     (Лат.: scala - лестница; 14 в).
     1
.
Унифицированная абстрактная система значений (имён, чисел) принятая как образец в качестве инструмента для измерения значений переменных величин, которыми обозначаются показатели характеристик объектов исследования, а также для наглядного отображения этих значений.
     Известно, что при измерении, переменными обозначают показатели, а показателями - характеристики конкретного объекта познания. Чем в большей степени атрибуты измерения: шкала, переменные, показатели, характеристики соответствуют друг другу и объекту исследования, тем лучше шкала измеряет и наглядно отображает объект познания.
     В 1946 г. американский теоретический психолог С. Стивенс (Stevens, S.S. Mathematics, measurement, and psychophysics. In: Handbook of experimental psychology, New York: Wiley and Sons, Inc. 1951, pp 1-49; по-русски: Стивенс С.С. Математика, измерения и психофизика. В кн.: Экспериментальная психология. Ред. С.С. Стивенс, М., Изд. "Иностранная литература", 1960, т. 1, с. 5-78) предложил разделить все шкалы, в зависимости от переменных, на основе которых они строятся, на четыре типа.
     (1)
Шкала наименований, или номинативная шкала. Это качественная (неколичественная) шкала для измерения номинативных переменных величин. Каждое значение шкалы представляет специфическую категорию, в которую попадают значения переменной. Однако, хотя каждое значение шкалы отличается от других, их упорядочение и количественное сравнение друг с другом невозможно.
     (2)
Порядковая (ординальная) шкала. Это качественная (неколичественная) шкала для измерения значений порядковой переменной величины. Значения ординальной шкалы содержат информацию об их отношениях к другим значениям. Это информация о том, являются ли одни значения «больше чем» или «меньше чем» другие значения. Вместе с тем, нет информации о том, «насколько больше» или «насколько меньше» эти значения.
     (3)
Интервальная шкала. Это количественная шкала для измерения значений интервальной переменной. Она позволяет не только ранжировать порядок измеряемых значений, но также представлять их в количественной форме и сравнивать разницы между ними. Характерным признаком интервальной шкалы является отсутствие абсолютного нуля (начальная точка отсчета выбирается произвольно).
     (4)
Шкала отношений. Это количественная шкала для измерения значений относительных переменных. Она имеет началом отсчета абсолютную нулевую точку. Шкала позволяет не только представлять значения измеряемой переменной величины в количественной форме и сравнивать величины разниц этих значений, но также объяснять оба значения в понятиях абсолютных мер, доли или целого (например, время 3 часа не только на 2 часа больше, чем 1 час, но также в три раза больше, чем 1 час).
     В зависимости от назначения шкала может полностью или частично соответствовать пределам существования в данном качестве (мере) измеряемой переменной. Степень такого соответствия определяется (кроме всего прочего) отношениями между переменной и шкалой для её измерения. В общем, значения измеряемой количественной переменной и значения количественной шкалы могут находиться в разных отношениях. Чаще всего как значения переменной, так и значения шкалы связаны прямо пропорциональной десятичной зависимостью. В этом случае, как переменная, так и шкала являются равноинтервальными и их значения образуют метрическую систему, в которой существует строгая прямо пропорциональная десятичная зависимость между основной единицей переменной и шкалы, большими (кратными) и меньшими (дольными) единицами, такая, какая существует в десятичной системе счисления. То есть, интервалы между значениями переменной прямо пропорциональны единичному (масштабному) отрезку действительной числовой оси этой переменной. Аналогично интервалы между делениями шкалы прямо пропорциональны единичному отрезку шкалы, то есть основной единице шкалы. И, наконец, интервалы между между значениями переменной и интервалы между между соответствующими значениями шкалы находятся в отношениях пропорции.
     В определенных случаях отношения между значениями переменной, отношения между значениями шкалы и отношения между значениями переменной и соответствующими значениями шкалы могут быть иными. В частности, зависимость между измеряемыми значениями переменной может быть прямо пропорциональной, а отношения между делениями шкалы подчиняться какой-либо другой зависимости. В частности, переменная может быть равноинтервальной, а шкала - логарифмической, иметь разные интервалы. В логарифмической шкале интервалы между делениями равны не разности действительных чисел, соответствующих значениям измеряемой переменной, а разности логарифмов чисел, соответствующих значениям переменной. Другим примером могут быть отношения между количественной переменной и шкалой процентилей.
     В общем, любые преобразования переменных с помощью шкалы во время измерения, возможны только в том случае, если они дублируют информацию, предоставляют дополнительную её форму, не замещая и не искажая исходного распределения вероятностей значений исследуемой переменной.
     2
. Линейка, циферблат с делениями, дисплей или другое средство физического отображения значений переменных, которое является деталью устройства для измерения.
     Шкала как деталь устройства является материальным воплощением теоретической шкалы, о которой сказано выше. В зависимости от назначения шкала измерительного устройства, как и теоретическая шкала, может полностью или частично соответствовать пределам существования в данном качестве (мере) измеряемой переменной. Кроме того, значения измеряемой переменной и значения шкалы могут находиться в отношениях аналогичным отношениям переменной и абстрактной теоретической шкалы, описанной выше.

    NB!
  Традиционно используемые теоретические и физические шкалы создаются на основе детерминистской методологии. При этом полагают, что переменные, показатели, объекты исследований имеют жестко предопределенную, детерминистскую сущность. В действительности любые реальные сущности и явления имеют вероятностную природу (вероятностная методология, Трифонов Е.В., 1978, …, 2002, …). Для их адекватного отображения необходимо использовать вероятностные характеристики, показатели, переменные, и их значения. Шкалы для измерения значений вероятностных переменных так же должны быть вероятностными. Вероятностные шкалы должны отображать информацию не только об уровне исследуемых переменных, показателей, характеристик, как это традиционно делается. Теоретические шкалы должны содержать максимально полную информацию о распределении вероятностей значений исследуемых сущностей и явлений. Физические шкалы измерительных устройств также должны отображать эту информацию. Простейшим вариантом вероятностной шкалы может быть двумерная шкала, отображающая параметры распределения значений переменных, назначенных для описания исследуемой сущности или явления (Трифонов Е.В., 1974). На основе этой теоретической шкалы могут быть созданы соответствующие устройства для измерения (Трифонов Е.В., 1974).
     Признавая громадный вклад в науку разработчиков теории измерения и теории шкалирования, следует отметить, что из-за несоответствия реальным вероятностным объектам традиционных детерминистских шкал, переменных, показателей, характеристик, исследователь, применяющий их, теряет не менее половины информации об изучаемой сущности или явлении.


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Adams W., Reynolds C.R. Essentials of WRAML2 and TOMAL-2 Assessment = Основы оценки памяти, Wiley, 2008, 290 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  2. Ayers S., Baum A., McManus C., Newman S., Wallston K., Weinman J., West R., Eds. Cambridge Handbook of Psychology, Health and Medicine = Кембриджское руководство по психологии здоровых и больных. Cambridge University Press, 2007, 968 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  3. Baer L., Blais M.A. Handbook of Clinical Rating Scales and Assessment in Psychiatry and Mental Health = Шкалы рейтинга в клинике. Оценки в психологии и психиатрии, Humana Press, 2009, 315 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  4. Braun H.I., Jackson D.N., Wiley D.E. The Role of Constructs in Psychological and Educational Measurement = Роль конструктов в измерениях в психологии и образовании, Lawrence Erlbaum, 2001, 344 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  5. Bringle R.G., Phillips M.A., Hudson M. The Measure of Service Learning: Research Scales to Assess Student Experiences = Измерение результатов обучения. Шкалы для оценки знаний, умений и навыков обучаемых, American Psychological Association, 2003, 232 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  6. Brunnert K.A., Naglieri J.A., Hardy-Braz S.T. Essentials of WNV Assessment = Оценка с помощью шкалы WNV, Wiley, 2008, 206 p.
    Учебное пособие. Невербальный тест способностей Векслера. Wechsler Nonverbal Scale of Ability.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  7. Busch L. Standards: Recipes for Reality = Стандарты: рецепты реальности, MIT Press, 2011, 403 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  8. Cliff N. Ordinal Measurement in the Behavioral Sciences = Порядковые переменные в измерениях в науках о поведении человека. Lawrence Erlbaum Associates, 2003, 230 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  9. Dehn M.J. Essentials of Processing Assessment = Способы психологической оценки. Основы, Wiley, 2006, 304 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  10. Dorans N.J., Pommerich M., Holland P.W. Linking and Aligning Scores and Scales = Связанные и порядковые оценки и шкалы для исследования поведения человека, Springer, 2007, 396 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  11. Fernandez-Ballesteros R. Encyclopedia of Psychological Assessment = Психологическая оценка. Энциклопедия, 2 vol. set., Sage Publications, 2003, 1731 p.
    Иллюстрированное учебное пособие. Двухтомник.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  12. Flanagan D.P., Kaufman A.S. Essentials of WISC-IV Assessment = Основы оценки интеллекта детей с использован6ием WISC-IV, Wechsler Intelligence Scales for Children, Wiley, 2009, 576 p.
    Учебное пособие. Шкала интеллекта Векслера для детей.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  13. Goldstein G., Beers S.R. Comprehensive Handbook of Psychological Assessment, Intellectual and Neuropsychological Assessment = Основы психологической оценки. Нейропсихологическая оценка, оценка интеллекта, Wiley, 2003, 432 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  14. Graham J.R., Naglieri J.A., Weiner I.B., Eds., Handbook of Psychology, Volume 10, Assessment Psychology. Wiley, 2003, 656 p.
    Руководство по психологии: т. 10, Оценивание в психологии, 2003, 736 с.
    Сборник обзоров, подготовленных авторитетными специалистами.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  15. Groth-Marnat G. Handbook of Psychological Assessment, 4th ed., Wiley 2003, 862 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  16. Hebben N., Milberg W. Essentials of Neuropsychological Assessment = Основы нейропсихологической оценки, Wiley, 2009, 278 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  17. Hebben N., Milberg W. Essentials of Neuropsychological Assessment = Основы нейропсихологической оценки, Wiley, 2002, 264 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  18. Hilsenroth M.J., Segal D.L., Hersen M. Essentials of Neuropsychological Assessment = Основы нейропсихологической оценки, Wiley, 2003, 688 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  19. Kaufman A.S., Lichtenberger E.O., Fletcher-Janzen E., Kaufman N.L. Essentials of KABC-II Assessment = Основы психологической оценки познавательных способностей детей посредством батареи тестов Кауфмана, Kaufman Assessment Battery for Children, Wiley, 2009, 208 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  20. Kaufman J.C., Plucker J.A., Baer J. Essentials of Creativity Assessment = Основы оценки творческих способностей, Wiley, 2008, 240 p.
    Учебное пособие. Невербальный тест способностей Векслера. Wechsler Nonverbal Scale of Ability.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  21. Kellerman H., Burry A., Eds. Handbook of Psychodiagnostic Testing: Analysis of Personality in the Psychological Report = Психодиагностическое тестирование, Springer, 2007, 204 p.
    Руководство.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  22. Lichtenberger E.O., Kaufman A.S., Lai Z.C. Essentials of WMS(r)-III Assessment = Основы оценки памяти, Wiley, 2008, 290 p.
    Учебное пособие. Векслер.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  23. Lopez S.J., Snyder C.R. Positive Psychological Assessment: A Handbook of Models and Measures = Позитивная психологическая оценка. Модели и меры., American Psychological Association, 2003, 495 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  24. Mayou R., Sharpe M., and Carson A., Eds. ABC of Psychological Medicine = Основы применения психологии в медицинской практике. BMJ, 2003, 69 p. Учебное пособие. Сборник обзоров.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  25. McDowell I. Measuring Health: A Guide to Rating Scales and Questionnaires = Измерения в здравоохранении. Руководство к шкалам рейтинга и вопросникам, 3rd ed., Oxford University Press, 2006, 768 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  26. Miller D.C. Essentials of School Neuropsychological Assessment = Основы нейропсихологической оценки школьников, Wiley, 2007, 464 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  27. Nowakowska M. Quantitative Psychology: Some Chosen Problems and New Ideas = Количественая психология. Избранные проблемы и новые идеи, Elsevier Science, 1983, 974 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  28. Quenk N.L. Essentials of Myers-Briggs Type Indicator Assessment = Основы психологической оценки индикатором типов личности Майерз-Бриггз, Wiley, 2009, 208 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  29. Roid G.H., Barram R.A. Essentials of Stanford-Binet Intelligence Scales (SB5) Assessment = Шкалы Стэнфорд-Бине для оценки интеллекта, Wiley, 2004, 224 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  30. Rose T., Maloney M.P., Kaser-Boyd N. Essentials of Rorschach Assessment = Основы психологической оценки посредством теста Роршаха, Wiley, 2007, 464 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  31. Streiner D.L., Norman G.R. Health Measurement Scales: A Practical Guide to Their Development and Use = Измерительные шкалы в здравоохранении. Практическое руководство к их использованию и разработке, 3rd ed., Oxford University Press, 2003, 296 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  32. Stuart-Hamilton I. Dictionary of Psychological Testing, Assessment and Treatment = Психологическое тестирование, оценка и лечение. Словарь. Jessica Kingsley Publishers, 2007, 285 p. Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  33. Taylor I. A Practical Guide to Assessment Centres and Selection Methods: Measuring Competency for Recruitment and Development = Методы оценки и отбора персонала. Измерение компетенции и развития. Kogan Page, 2007, 264 p.
    Руководство для центров отбора персонала.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation


См.: Математика: Литература. Иллюстрации,

         Щелкни здесь и получи свободный доступ к любому источнику библиотеки сайта!

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Математика» = Visitors of section «Mathematics» :