Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


СЕМЬЯ
family ]

стр. 8


Статья коллектива авторов из кн.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, тома: 1-86, СПб, 1890.

2.3. Основания прав материнского и патриархального (продолжение)

     Образование патриархальной семьи и патриархата обусловливается не только покупкой жен, но и другими причинами. Ему содействуют, напр., переселения и кочевания, во время которых жена удаляется от своих естественных защитников - дядьев и братьев и с детьми своими все более и более поступает во власть мужа. Отношения агнатов между собою установились мало-помалу в древнейшей патриархальной семьи как отношения власти, а не кровного родства. Наиболее употребительные наименования агнатов выражают лишь правовые отношения, между тем как названия родственников по женским линиям выражают действительное кровное родство. У древнейших европейских народов часто встречаются совершенно другие названия для родственников матери, чем для родственников отца. Утверждают, что у древних арийцев преобладала агнатическая система родства, что она всецело господствовала у греков во времена Гомера, у римлян - с незапамятных времен; но не следует упускать из вида, что когда греки и римляне появились в истории, они обладали уже более высокой культурой, чем германцы - 1500 лет или славяне - 2000 лет спустя. Весьма естественно предположить поэтому, что и греки, и римляне имели весьма продолжительное доисторическое существование, в течение которого у них агнатическая система родства вполне и укрепилась. Установившаяся окончательно агнация неминуемо влечет за собою следующее последствие: дети принадлежат безусловно семье отца даже и в том случае, когда мать их переходит в другую семью (хотя бы путем развода с их отцом); это правило удерживается в спорных случаях и после возникновения системы двустороннего родительского родства (когнация). В этом отношении у двух южно-славянских народов, стоящих на одинаковой степени правового развития, - у черногорцев и герцеговинцев - существует следующий интересный обычай. Когда муж безвестно отсутствовал в течение 9 лет, жена может вступить в новый брак; если первый муж возвращается, второй брак по его требованию может быть расторгнут и жена возвращается к первому мужу, дети же от второго брака остаются при их родителе; если жена окажется беременною при расторжении брака, она обязана родить в доме своего отца и ребенок отдается его действительному отцу. Вообще, нельзя признать следование детей за матерью (partus sequitur ventrem) естественным или очевидным положением даже в случаях конкубината или других незаконных сожительств. Такое положение разумеется само собою лишь в тех случаях, когда отец не может или не должен быть обнаружен.
     Исследования Моргана удостоверяют исторические случаи перехода (у индейцев) от материнского права к отцовскому родству; см. также у Летурно (вышеуказ. соч., стр. 410) случай окончательного исчезновения материнского права у кабилов, происшедший 120 лет тому назад. Ни один случай обратного перехода до сих пор еще не обнаружен, хотя, в сущности, и моногамический или, лучше сказать, монандрический брак вовсе не является препятствием развитию материнского права: полигамия или полигиния у многих народов обнимает лишь незначительную часть населения, между тем как материнское право охватывало целые народы (как в Австралии, так и у большей части индейцев Сев. Америки).
     Новейшие исследования все более и более подтверждают, что материнское право предшествовало, как общераспространенное явление, патриархальному праву, сопутствовало ему при росте патриархальной семье даже в тех случаях, когда жена являлась рабыней мужа, и далеко не исчезло с лица земли и теперь (о матриархальной семье негров см. Elisee Reclus, "Les primitifs. Etudes d'ethnologie comparee", Пар., 1885, стр. 168-208. О материнском наследственном праве у негров см. A. Hovelacque, "Les negres de l'Afrique susequatoriale", Пар., 1889, стр. 317 и 318).
     В финском населении бассейнов Волги и Камы сохранились и теперь следы коллективного родства, обусловленного групповым семейным состоянием. Даже у мордвы, значительно обруселой, найдены следы существовавшего некогда счета родства по женской линии, а вотяки сохранили до наших дней родовые прозвища, часть которых происходит от женщин-родоначальниц. Воспоминания о некоторых нормах материнского права также сохранились у наших инородцев (у мордвы и пермяков). При переходе мужа в родовую группу жены он терял свою самостоятельность; как чужак, он не выделялся из среды неполноправных членов группы. Отсюда смешение названий "зять" и "пасынок"; именно это смешение мы встречаем у мордвы и пермяков, причем у последних зять, вошедший в дом своей жены (приемный зять), совершенно утрачивает самостоятельность и становится в положение, которое может быть объяснено только бывшим господством материнского права; он теряет - напр. у пермяков Вятской губ. - связь со своим родом, свое фамильное имя и принимает имя тестя. Его дети входят в состав рода тестя и носят фамильное имя последнего. Остяк сохранил почтительное отношение к брату жены своей; среди ингушей (чеченского племени) значение брата при определении судьбы сестры удержалось не только в свадебном обряде, но и в действительной жизни. У якутов существует до настоящего времени организация, называемая ие-жа, что, собственно, значит материнский род, а в настоящее время означает родство по мужской линии (Н. Харузин, "Очерки первобытного права. Семья и род" (М., 1898).
     Одним из переживаний материнского права является так называемая кувада, или притворная болезнь отца после рождения ребенка. Обычай этот сохранился, например, у басков (в испанских Пиренеях), а оттуда перешел во Францию и заключается в том, что после рождения ребенка в постель вместо матери ложится отец и соблюдает правила, предписанные роженицам. Кувада является, вероятно, переживанием того времени, "когда полигамическая или моногамическая семья начала одерживать верх над материнством, и муж был вынужден добиваться признания своего отцовства посредством внешнего знака, ясного для соплеменников.
     Материнская семья, без сомнения, долго и упорно боролась, порою не без успеха, против вторжения отцовской семьи. В пользу этого говорит то обстоятельство, что обычай кувады удержался главным образом в тех местностях, где система материнского права была всего более распространена, а частью еще и теперь уцелела. Кувада представляет попытку освободиться от этой системы и сделать ясными права мужа в семье. Это - выражение индивидуализма, выступающего против первобытного коллективизма" (Гелльвальд, "Первобытная культура и древние восточные цивилизации", СПб., 1897).
     Даргун признает куваду признаком не столько установления отцовского родства, сколько возникающей отцовской власти. Явные следы матриархального права усматриваются и в еврейской патриархальной семье (после Моисея); так, дети часто вели свое происхождение от матери, а не от отца, придерживаясь отчасти обычаев египтян, которые всегда вели свое происхождение от матери. В генеалогиях царей иудейских всегда тщательно обозначаются имена их матерой. Псалмист, обращаясь к Богу, дважды называет себя "сыном его рабыни".



Страницы
Оглавление    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19   

20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37    38   


Таблицы1    2    3    4    5    6    7   



Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :