Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК
method of repertory grids ]

      Метод научного направления: психологии конструктов личности .
     Метод предложен более 50 лет назад Джорджем Келли (George A. Kelly, 1905-1967, американский математик, клинический психолог, автор и основатель оригинального научного направления: психологии конструктов личности. Kelly, G. A. The Psychology of Personal Constructs. Volume 1: A Theory of Personality. Volume 2: Clinical Diagnosis and Psychotherapy. New York. Norton. 1955, Перевод на русский: Теория личности. Психология личных конструктов. Перевод и научная редакция А.А.Алексеева. Речь, СПб 2000. URL : http://why.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/Library/Kelly/Kelly-main.ru.html
     Суть метода репертуарных решеток заключается в следующем. Индивид самостоятельно или с помощью эксперта извлекает из памятисознанной или безсознательной) сугубо индивидуальную информацию об интересующей исследователя области. Особенностью полуформализованного интервью является то, что оно стандартизовано по форме, но индивидуально по содержанию. Этим достигается требование максимально устранить влияние установок эксперта. Полученная индивидуальная информация формализуется и исследуется с использованием социального опыта - универсальными научными методами. На конечном этапе независимая оценка результатов, выводы и практические рекомендации могут быть сделаны экспертом.
     Последовательность этапов исследования может быть охарактеризована в упрощенном варианте следующим образом.
     1
. Формулирование общей цели исследования.
     2
. Формулирование предпосылок. Главная предпосылка заключается в следующем. Любой человек для организации своего поведения использует иерархическую систему собственных прогнозов или установок, моделей будущего. Эта система и ее компоненты сознательно или неосознанно конструируются человеком в процессе опыта. Осознанные и сформулированные характеристики моделей будущего (разного уровня иерархии) Келли назвал индивидуальными конструктами (конструктами личности).
     3
. Определение соответствующей области познания (домена), интересующей исследователя. В общем случае указанная область может относиться к исследователю (самопознание), к физической среде (любые материальные сущности), к социальной среде (индивидам или социальным группам), к комбинации указанных сущностей и отношениям между ними.
     4
. Выявление или назначение главных атрибутов домена. Этим атрибутам Дж.Келли дал условное название - элементы (домена познания). Возможно движение к вышележащим или нижележащим уровням иерархии элементов («лестница»), составляющих данный домен.
     5
. Выявление главных характеристик элементов - биполярных конструктов. Результаты двух последних этапов записываются в двумерную таблицу. Столбцы таблицы соответствуют элементам, а строки - конструктам. Такую таблицу Келли назвал «репертуарной решеткой». Название это образное. Репертуарной (repertory - репертуар, наличие чего-либо, запас) таблица названа по-видимому потому, что отражает репертуар индивида, индивидуальные возможности обследуемого, его ресурсы относительно наличия «элементов» (если он выбирает их самостоятельно) и его ресурсы относительно «конструктов», характеризующих элементы. В этот репертуар также входят возможности мышления (способность выявить «конструкты») и лингвистические возможности (способность выразить «конструкты» в виде биполярных понятий). Решетка (grid - решетка, сетка) - образное название двумерной таблицы, образованной прямоугольной решеткой, сеткой, состоящей из линий . Иногда такую таблицу неверно называют матрицей.
     6
. Количественная оценка конструктов по выбранной шкале. Как правило, это шестибалльная шкала.
     7
. Обработка результатов. В настоящее время - кластерный анализ с использованием персональной ЭВМ. Примером подобного полностью интерактивного инструмента является Enquire Within™ (URL: http://www.enquirewithin.co.nz/index.htm).      8 . Логический анализ результатов и формулирование выводов и практических рекомендаций.
     Метод репертуарных решеток Дж. Келли находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Вместе с тем, между представлениями Дж. Келли о значении антиципации в поведении человека и методом репертуарных решеток существует громадная пропасть. Именно потому нередко метод репертуарных решеток используют в полном отрыве от концепций о конструктах личности Дж.Келли и от психологии вообще. По-видимому это связано с тем, что Дж. Келли не смог преодолеть той границы знаний об антиципации (предвидении, прогнозировании), которая существовала в науке до него (Библейские Пророки, Коранические пророчества, Сеченов И.М. , Павлов И.П., Узнадзе Д.Н., Бернштейн Н.А., Анохин П.К. и мн. др.). Очень вероятно, что причиной тому была ограниченность методологии, которую использовал Дж.Келии, детерминистской методологии, на которой основывались и его предшественники. Детерминистская методология просто не позволяла идти дальше. Метод репертуарных решеток не предназначен ни для выявления прогнозов, ни для выявления степени реализации прогнозирования. Следовательно метод репертуарных решеток не обладает специфичностью по отношению к предмету познания - антиципации, слабо соответствует этому предмету. Это прекрасный универсальный метод, но не метод исследования антиципации. Именно из-за отсутствия этой специфичности он не дополняет представлений об антиципации, они остаются у Келли и его современных последователей на уровне концепций, но не теории, как и у их многочисленных предшественников.
     Представления в данной области знаний могут обрести право назваться теорией тогда, когда они в своем развитии дойдут до обретения специфичного метода, универсального для любых объектов, обладающих функцией антиципации. Возможность развития этих представлений возникла только с использованием в науке вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1972, …..2001). Именно так появился в психофизиологии термин «прогнозирование» (Трифонов Е.В., 1972, …..2001), имеющий новое значение. Использование вероятностной методологии привело к созданию универсального метода (Трифонов Е.В., 1972, …..2001) исследования прогнозирования. Этот метод позволяет объективно оценить степень реализации прогнозирования у индивида в конкретных психофизических системах разной сложности. А это, в свою очередь, открывает новые пути для управления поведением человека в норме (организация деятельности) и при патологии (лечение). Наличие такого метода переводит знания о прогнозировании с уровня концепций на уровень теории.
      Материалы касающиеся метода репертуарных решеток достаточно широко представлены в Интернет. (См. Метод репертуарных решеток: Ресурсы Интернет).


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Похилько В.,И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности, 2008.
    Сайт. Статья.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.pcp-net.org/encyclopaedia/          quotation
  2. Пси-Фактор Библиотека прикладной психологии, 2001-2012.
    Сайт. Статьи. Ссылки.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://psyfactor.org/lybr.htm          quotation
  3. Desai H. Kelly G. Personal Construct Psychology.
    Сайт. Биография Келли. Бибилиография работ Келли. Ссылки.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://pages.cpsc.ucalgary.ca/~gaines/pcp/Kelly/Kelly.html          quotation
  4. Fransella F. International Handbook of Personal Construct Psychology. Wiley, 2003, 476 p.
    Обзоры.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  5. Mayes J. Enquire Within. The repertory grid interview.
    Сайт. Статьи. Ссылки.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.enquirewithin.co.nz/index.htm          quotation
  6. Scheer J., aThe Personal Construct Psychology.
    Сайт. Ссылки.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.pcp-net.org/encyclopaedia/          quotation
  7. Scheer J., and Walker B., Eds. The Internet Encyclopaedia of Personal Construct Psychology.
    Сайт.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.pcp-net.org/encyclopaedia/          quotation

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :