Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ШКАЛИРОВАНИЕ
scaling ]

     (Лат.: scala - лестница, 15 в).
     Шкалирование -
процесс разработки шкалы для оценки характеристик объекта.
     Объект может быть конкретным реальным или абстрактным, наблюдаемым или ненаблюдаемым. Наблюдаемые объекты характеризуются понятиями, концептами. Ненаблюдаемые объекты характеризуются конструктами. Число выбранных характеристик объекта (размерность модели) может может назначаться исследователем. При назначении размерности модели объекта исследования равной единице, осуществляют одномерное шкалирование. При назначении размерности модели объекта исследования больше единицы осуществляют многомерное шкалирование. При этом используют либо аналитический, либо системный подход. В первом случае создают совокупность согласованных одномерных шкал по числу выбранных характеристик, с тем, чтобы в последующем обоснованно суммировать полученные с помощью шкал результаты. Во втором случае используют специальные методы многомерного шкалирования относительно всех азначенных характеристик сразу.
     По существу процесс шкалирования представляет собой установление по определенным правилам соответствия между объектом с одной стороны и переменными величинами, характеризующими объект - с другой.
     Структуру измерения можно представить следующей иерархией атрибутов (понятий): объект исследования с характеристиками и отношениями между ними −► модель объекта (детерминистская или вероятностная) −► характеристики модели объекта (их выбор и отношения зависят от вида модели, а их число соответствует выбранной размерности) −► показатели, соответствующие характеристикам модели −► случайные или неслучайные переменные величины, отображающие показатели −► меры (пределы существования переменной величины в данном качестве) −► шка́лы (инструмент для оценки значений меры, переменной, показателя, характеристики, объекта и для отображения этих значений) −► значения шкалы. В соответствии с этой иерархией можно выделить следующие основные этапы шкалирования.
     (1)
Определение цели исследования, выбор либо вероятностной, либо детерминистской методологии исследования и определение цели шкалирования.
     (2)
Описание максимально возможного числа характеристик объекта исследования.
     (3)
Обоснованный выбор минимального и достаточного (для достижения цели исследования) числа характеристик объекта из ранее описанных и назначение размерности шкалы.
     (4)
Детальное описание выбранных для измерения характеристик.
     (5)
Определение показателей, соответствующих характеристикам объекта, выбранным для измерения.
     (6)
Обозначение показателей переменными и назначение их мер.
     (7)
Определение предварительных правил получения значений оценок переменных в процессе физиологического, психологического, социологического измерения (тестирования).
     (8)
Разработка совокупности предполагаемых заданий для тестирования.
     (9)
Оценка эффективности предполагаемых заданий и выбор из них окончательных заданий шкалы (статистическое исследование, экспертная оценка степени соответствия заданий изучаемому объекту, пробное тестирование и т.п.).
    (10)
Оформление шкалы и разработка окончательных правил ее применения.
     Реализации этапов описанного плана шкалирования могут быть основаны либо на детерминистской методологии, либо на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978, …2002, …). Шкалирование, основанное на детерминистской методологии - традиционный метод, разрабатывавшийся на протяжении всего прошлого 20-го века. Шкалы, построенные на основе вероятностной методологии, пока не используются в широкой практике. Возможной главной причиной этого является то, что части ученых вероятностная методология неизвестна, а те, которые знакомы с идеями этой методологии, пока еще не убеждены в их приемлемости. Как показывает опыт автора, исследования и шкалы, основанные на вероятностной методологии по меньшей мере вдвое эффективнее традиционных. Использование вероятностной методологии позволяет прояснить многие неясные строны традиционного шкалирования.

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Математика» = Visitors of section «Mathematics» :