СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЭМБРИОНА [ development stage of the human embrio ] (Греч.: στάδιον - греческая и римская мера длины, ~14 в).
(Греч.: - εμβρϋον - растущее во чреве, зародыш; 1548).
Стадия развития эмбриона человека - это определенный этап эмбриогенеза человека, ступень в развитии зародыша , имеющая свои характерные особенности.
Эмбрион человека - это результат начального этапа развития зародыша человека, живая структура, развивающаяся в норме в полости матки женщины во время беременности в течение первых восьми недель после оплодотворения яйца и имплантации бластоциста в стенку матки.
Эмбриогенез является предметом эмбриологии (embryology), раздела гистологии человека, изучающего образование зародыша, закономерности его структуры, функций и его развития.
(1847, греч.: - εμβρϋον - растущее во чреве, зародыш; 1548 + λόγος - учение).
Категоризация последовательных этапов развития эмбриона человека.
В соответствии с целями познания всю последовательность событий эмбриогенеза принято разделять на стадии. Категории (стадии) эмбриогенеза - это теоретические представления о последовательных этапах соматических изменений зародыша человека, живой структуры, развивающейся в норме в полости матки женщины во время беременности в течение первых восьми недель после оплодотворения яйца и имплантации бластоциста в стенку матки.
Основой категоризации этапов развития эмбриона человека является искусственное квантование непрерывного процесса развития эмбриона. Кванты носят название стадий развития эмбриона. Таким образом, по существу, стадии развития эмбриона человека - конструкты. Деление на кванты основано на выделении однородных групп эмбрионов из представительной по количеству их совокупности. Признаками однородности являются морфологические характеристики развития эмбриона. Процессы развития эмбриона и его морфологические характеристики развития имеют вероятностную сущность. В настоящее время ясно, что именно поэтому универсальных абсолютно однозначных количественных характеристик развития эмбриона не может существовать в принципе. Однако в начале 20-го века представления об имманентной вероятностной природе любых сущностей и явлений (Трифонов Е.В, 1978) не были общепринятыми. В связи с этим, многочисленные попытки исследователей описать стадии развития эмбриона завершались неудачами и острой объективной критикой коллег. Эти относительные неудачи продолжались около ста лет. Компромиссом явилось то, что квантование процесса развития эмбриона, то есть деление на стадии развития, стали основывать на соглашениях эмбриологов. Наиболее признанной в настоящее время категоризацией этапов развития эмбриона человека является стадии, описание которых завершено в 70-е годы прошлого века специалистами кафедры эмбриологии Института им. Карнеги в Вашингтоне (Carnegie Institution of Washington). Именно потому эти стадии называют «стадии института Карнеги», или просто «стадии Карнеги», Carnegie stages, CS. Дейл Брекенридж Карнеги (Dale Breckenridge Carnegie, 1888-1955) - психолог, США. По существу эти стадии эмбриогенеза являются номинативной шкалой эмбриогенеза.
Таблица. Морфогенетические процессы в различные клинические стадии внутриутробного развития зародыша человека. Модификация: Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. и др. Гистология, цитология и эмбриология. М., «Медицина», 2003, 737 с., см.: Гистология человека: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Сроки развития, недели |
Морфогенетические процессы |
I. Стадия предэмбриона (стадия предэмбриогенеза) в развитии зародыша (1-я неделя) |
1 |
1-я |
Оплодотворение. Дробление зиготы.
Образование морулы и бластулы. Первая стадия гаструляции (деламинация), образование эпибласта и гипобласта. Начало имплантации
|
II. Стадия эмбриона (эмбриональная стадия) в развитии зародыша (2-я - 8-я недели) |
2 |
2-я |
Завершение имплантации. Формирование зародышевого диска. Вторая стадия гаструляции (иммиграция), образование первичной полоски, предхордальной пластинки. Образование амниотического и зародышевого пузырьков, внезародышевого мезодерма. Дифференцировка трофобласта на цитотрофобласт и симпластотрофобласт, первичных ворсин хориона. Развитие первичного и вторичного (дефинитивного) желточного мешка (пупочного пузырька).
|
3 |
3-я |
Продолжение 2-й стадии гаструляции, образование трех зародышевых листков, хорды, предхордальной пластинки, нервной трубки, нервного гребня. Начало сегментации дорзальной мезодермы (сомиты, сегментные ножки), образование париетального и висцерального листков спланхнотомов и эмбрионального целома, который далее разделяется на 3 полости тела - перикардиальную, плевральную, перитонеальную. Закладка сердца, кровеносных сосудов, предпочки - пронефроса. Формирование внезародышевых органов - аллантоиса, вторичных и третичных ворсин хориона. Образование туловищной складки и отделение первичной кишки, зародыша от вторичного желточного мешка.
|
4 |
4-я |
Углубление желточной складки, образование желточного стебля и приподнятие зародыша в полости амниона. Продолжение сегментации дорсальной мезодермы до 30 сомитов и дифференцировка на миотом, склеротом и дерматом. Замыкание нервной трубки и формирование переднего невропора (к 25 сут) и заднего невропора (к 27 сут), образование нервных ганглиев; закладка лёгкого, желудка, печени, поджелудочной железы, эндокринных желёз (аденогипофиза, щитовидной и околощитовидных желёз). Образование ушной и хрусталиковой плакод, первичной почки - мезонефроса.
Начало формирования плаценты. Образование зачатков верхних и нижних конечностей, 4-х пар жаберных дуг. |
5 |
5-я |
Расширение головного конца нервной трубки.
Окончание сегментации мезодермы (образование 42-44 пар сомитов), образование несегментированной мезодермы (нефрогенная ткань) в каудальном отделе. Развитие бронхов и долей лёгкого. Закладка окончательной почки (метанефрос), урогенитального синуса, прямой кишки, мочевого пузыря. Образование половых валиков.
|
6 |
6-я |
Формирование лица, пальцев рук. Начало образования наружного уха и глазного яблока. Образование зачатков отделов головного мозга - моста, мозжечка. Формирование печени, поджелудочной железы, легких. Закладки грудных желез. Отделение гонад от мезонефроса, формирование половых различий гонад.
|
7 |
7-я |
Формирование верхних и нижних конечностей. Разрыв клоакальной мембраны. |
8 |
8-я |
Формирование пальцев верхней и нижней конечностей. Значительное увеличение размеров головы (до 1 / 2 длины туловища). Пуповина представляет собой шнур, соединяющий пупок зародыша/плода с плацентой. Пупочные кровеносные сосуды (две артерии и одна вена) обеспечивают гемациркуляцию зародыша и его питание и дыхание.
|
III. Стадия плода (фетальная стадия) в развития зародыша (9-я - 38-я неделя) |
9 |
9-38-я нед |
Завершение формирования плаценты (12 - 13 нед). Образование гладкого и ворсинчатого хориона. Разрастание симпластотрофобласта и редукция цитотрофобласта в ворсинах плаценты. Значительное увеличение размеров и массы плода. Продолжение процессов формирования тканей и органов. Формирование системы беременная - плод. Кровообращение плода.
|
Схема. Вероятностные процессы развития эмбриона и плода в различные сроки беременности, начиная от первого дня последней менструации. Модификация: Cunningham F., Leveno K., Bloom S., Hauth J., Rouse D., Spong C., Eds. Williams Obstetrics. 23rd ed., McGraw-Hill Professional, 2009, 1404 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.
|
 |
|
Схема. Внешний вид и размеры эмбриона и плода в интервале от стадии 6 до стадии 23 (стадии Карнеги). Модификация: Gray H., (1821–1865), Standring S., Ed. Gray's Anatomy: The Anatomical Basis of Clinical Practice. 39th ed., Churchill Livingstone, 2008, 1600 p., см.: Анатомия человека: Литература. Иллюстрации.
|
 |
Примечание:
|
Для классификации по стадиям используются морфологические признаки (внешний вид) эмбриона (в частности, развитие сомитов, глоточной дуги, зачатки конечностей и т.д.) |
|
На схемах ниже показаны графические модели 23-х стадий эмбриогенеза. Компьютерные графические модели строились на основе высокоточных многомерных фотографий эмбрионов (1 - 12 стадии), а также на основе высокоточных многомерных измерений при магнитно-резонансной микроскопической томографии эмбрионов. Детальное описание этих стадий эмбриогенеза дано в книгах: 1. O’Rahilly R., Müller F. Developmental stages in human embryos, Carnegie Institution оf Washington, 1987, 315 p.;
2. Yamada S., and Takakuwa T., Eds. The Human Embryo, InTech, 2012, 190 p.
3. Савельев C.B. Стадии развития эмбриона мозга человека, М., ВЕДИ, 2002, 112 с.
Литература. Иллюстрации. References. Illustrations
Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта! Click here and receive access to the reference library!
- Савельев C.B. Cтадии развития эмбриона мозга человека, М., ВЕДИ, 2002, 112 с.
Учебное пособие. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Yamada S., and Takakuwa T., Eds. The Human Embryo = Эмбрион человека, InTech, 2012, 190 p.
Учебное пособие. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- O’Rahilly R., Müller F. Developmental stages in human embryos, Carnegie Institution оf Washington, 1987, 315 p.
Учебное пособие. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: https://www.ehd.org/developmental-stages/stage0.php quotation
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ТАБЛИЦЫ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ИЛЛЮСТРАЦИИ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ЛИТЕРАТУРА
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|