Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЁНКА
breastfeeding ]

     Грудное вскармливание ребёнка - это естественное кормление ребёнка молоком его матери.

     Во время беременности среда в полости матки является средой для развития клеток, тканей, органов и соматических систем зародыша. Нормальное внутриматочное развитие является необходимым условием для выживания и дальнейшего развития новорожденного ребёнка после родов.
     Все потребности новорожденного в питательных веществах удовлетворяются при его естественном кормлении материнским молоком. Грудное молоко матери соответствует индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем.
     Лактация - это совокупность процессов в организме женщины, результатом которых является синтез, резервирование и выведение молочными железами женщины молока, предназначенного для питания новорожденного ребёнка. Динамика лактации и состава грудного молока: (молозиво  ──  переходное молоко  ── зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
     Лактация и кормление матерью новорожденного грудным молоком обеспечивают наилучшее физическое, психическое и духовное взаимодействие новорожденного с матерью.


СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ


1Мужская половая система = Male reproductive system.


2Женская половая система = Female reproductive system.


3Половой акт = Sexual act, sexual intercourse, heterosexual intercourse.


4Оплодотворение = Fertilization.


5Беременность = Pregnancy.


6Роды = Parturition.


7Развитие новорожденного ребёнка = New-born child development.


8Лактация = Lactation.


9Грудное вскармливание ребенка = Breastfeeding.


9.1Питательная и энергетическая ценность грудного молока = Nutritional values of breastmilk.9.1Питательная и энергетическая ценность грудного молока = Nutritional values of breastmilk.


9.2Главные компоненты грудного молока и их функции = Major components of human milk and their function.


9.3Антиинфекционные свойства грудного молока = Anti-infective properties of human milk.


9.4Потребности кормящих матерей в питательных веществах и энергии = Nutritional and energy demands of lactating women.


9.5Питание кормящих матерей во время лактации = Maternal nutrition during lactation.


9.6Свободное вскармливание ребёнка = Feeding a baby "on demand" ("on cue" or "ad lib").


9.7Вскармливание грудного ребенка в возрасте 1 мес - 1 год = Feeding infants 1-12 months of age.


9.8Дополнительное подкармливание ребёнка = Complementary feeding of the child.


9.9Психическое поведение ребёнка разного возраста и кормление = Infant psychosocial and breastfeeding behaviors by age.


9.10Ритм cон / бодрствование ребёнка и кормление = Infant sleep / wake states with implications for breastfeeding.


10Физикальная оценка новорожденного = Newborn physical assessment.


11Контрацепция = Contraception.

     16.4.  Грудное вскармливание ребенка.

     Физическое, психическое и духовное развитие детей в значительной степени зависит от их питания. Полноценным считается питание, удовлетворяющее потребностям детского организма в энергии и во всех необходимых питательных веществах. Такие потребности новорожденных детей и детей грудного возраста удовлетворяются при естественном грудном вскармливании, кормлении детей грудным материнским молоком в течение не менее 6 месяцев - 1,5 лет после рождения.
     Грудное молоко матери в наибольшей степени соответствует всем индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем. Динамика лактации, динамика состава грудного молока (молозиво  ──  переходное молоко  ── зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

Таблица.  Десять ступеней успешного грудного вскармливания.
Модификация: Gabbe S.G., Simpson J.L., Niebyl J., Galan H., Goetzl L., Jaunia E.R.M., Eds. Obstetrics: Normal and Problem Pregnancies. Churchill Livingstone, 2007, 1416 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

Мероприятие

1

Придерживаться принятых принципов грудного вскармливания.

2

Изучить законодательство по вопросам здравоохранения и поддержки грудного вскармливания.

3

Изучить сравнительные преимущества грудного вскармливания.

4

Начинать грудное вскармливание не позже, чем через один час после родов.

5

Изучить технику грудного вскармливания и поддержания лактации (даже в условиях отсутствия контактов с новорожденным).

6

Без медицинских показаний не давать новорожденному никакой пищи или жидкости кроме грудного молока.

7

Обеспечить совместное пребывание матери и новорожденного в течение всех 24-х часов суток.

8

Содействовать индивидуальному режиму грудного кормления, выбираемому новорожденным (свободное грудное вскармливание).

9

На первом этапе грудного вскармливания не давать новорожденному соску-пустышку.

10

При нахождении после родов в клинике использовать групповой опыт обучения грудному вскармливанию.


     При достаточной интенсивности лактации у матери, ребёнок возрастом до 5-6 мес должен получать только грудное молоко. При этом нет необходимости вводить дополнительно жидкость, соки, и, тем более, ранний прикорм. Питательная ценность женского молока может быть относительно недостаточна для детей старше 6 мес. В частности, это связано с увеличением потребностей детей старше 6 мес в таких питательных веществах, как белки, витамины С, В12, фолиевая кислота и, особенно, минеральные вещества (железо, кальций, цинк, селен, магний). В связи с этим важно, чтобы в пищевой рацион дополнительно включались различные виды углеводов и пищевых жиров, отличных от тех, что присутствуют в женском молоке, в частности сахароза, крахмал, растительные масла. Их источниками могут быть овощи и фрукты, вводимые ребенку с соками и овощными пюре. Прежде всего может вводиться яблочный сок. Он характеризуется относительно низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью. В последующем можно рекомендовать сливовый, вишневый соки. Соки с высокой потенциальной аллергенностью (абрикосовый, черносмородиновый, персиковый, клубничный) рекомендуется давать детям возрастом не менее 6-7 мес. Для расчета объёма соков существует формула V, мл = n x 10, где n - число месяцев жизни (V не более 100 мл).
     Если в первом полугодии жизни грудного ребенка все потребляемые им белки должны быть животного происхождения, то во втором полугодии жизни ребенка в его питание необходимо вводить растительный белок (~20%, источник минеральных веществ, пектина, клетчатки). В связи с этим в возрасте ребенка 5-6 мес в его рацион вводят прикорм в виде овощного пюре.
     Прикорм - это замена одного из грудных кормлений другими продуктами. Однако, кроме учета возраста ребенка (5-6 мес), для принятия решения о введении прикорма являются следующие основания:

      •   Угасание рефлекса выталкивания языком пищи при хорошем её проглатывании.

      •    Жевательные движения при попадании в рот соски или других предметов (готовность к жеванию).

      •   Прорезывание зубов.

      •   Повышенное слюноотделение. Усиление функции слюнных желёз происходит с 4-го мес.

      •   Уверенное умение сидеть. Интерес к пище.

      •   Отсутствие аллергических явлений от прикорма.

      •   Достаточная зрелость желудочно-кишечного тракта для усвоения небольшого количества густого прикорма без последствий расстройства пищеварения от приёма этого пищевого продукта.

     Признаки достаточной зрелости желудочно-кишечного тракта для введения в пищевой рацион прикорма.

      •   Усиление функции слюнных желез с 3-4 мес.

      •   Увеличение кислотности и активности ферментов желудочно-кишечного тракта с 5 мес.

      •   Усиление функций поджелудочной железы с 5-6 мес.

      •   Снижение проницаемости слизистой оболочки кишечника. С 4 мес происходит созревание гликопротеидного компонента слизи.

      •   Балластные вещества и пищевые волокна, вводимые в пищевой рацион ребёнка, являются естественными сорбентами, предотвращающими возникновение гипокинетического синдрома системы пищеварения.
     Если у кормящей грудью женщины достаточная лактация, то прикорм рационально вводить с ~6 мес. Более раннее введение другой пищи ведет к снижению сосательной активности ребенка и увеличивают вероятность развития аллергических реакций.
     Введение первого овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (кабачки или цветная капуста). Затем ассортимент овощей постепенно расширяют: белокочанная капуста, картофель, морковь, репа, тыква, позднее - томаты, зеленый горошек. С овощами ребенок дополнительно получает тирозин и цистеин, необходимые для правильного развития.
     Второй прикорм в виде молочной каши вводится через ~З нед после первого прикорма. Для этого используют безглютеновые злаки: рис, гречневая и кукурузная мука. Глютенсодержащие злаки могут вызвать у детей развитие глютеновой энтеропатии (целиакия).
     Прикорм вводится постепенно, начиная с малых количеств, с одной-двух чайных ложек с постепенным увеличением до возрастной нормы. Прикорм необходимо давать с ложки, ребенок сам должен губами снять пищу с ложки. Можно использовать сухие каши быстрого приготовления.
     Третий прикорм вводится с 7-8 мес: мясо в виде фарша (источник животного белка и железа), затем с 10 мес в виде фрикаделек, к году - в виде паровых котлет (при условии наличия зубов). Предварительно за 1-2 нед до третьего прикорма дают мясной бульон, 10-20-30 мл.
     С 9-го мес жизни ребёнка вместо мяса можно 1-2 раза в неделю давать рыбу.
     Таким образом, к 9-10 мес ребенок получает 3 прикорма и 2 грудных кормления - утром и вечером (на ночь). С 7-го мес можно давать 1/4 яичного желтка, с 8-го мес- 1/2 желтка.


     Правила введения каждого прикорма:

      •   Начинать вводить прикорм только здоровому ребенку при нормальном стуле.

      •   Не вводить прикорм при изменении условий жизни ребенка (например, при переезде).

      •   Первый прикорм лучше давать во второе дневное кормление.

      •   В первый раз прикорм давать с малых количеств (с одной чайной ложки) в теплом виде перед кормлением грудью.

      •   Прикорм давать только с ложки.

      •   Прикорм вводить постепенно, увеличивая с 1-2 чайных ложек до 150 мл в одно кормление.

      •   Переход к новому виду прикорма возможен только после привыкания к предыдущему, но не ранее, чем через 3-4 нед.


     Основные признаки адаптации ребенка к новой пище и показатели адекватности питания.

      •   Прибавка массы тела и роста в соответствии с возрастными нормами развития ребенка.

      •   Устойчивый нормальный аппетит ребенка.

      •   Спокойное поведение, преобладание положительных эмоций, нормальный сон ребёнка.

      •   Чистые кожные покровы ребёнка, отсутствие признаков аллергии.

      •   Нормальный стул ребёнка: оформленный или полуоформленный без непереваренных остатков и неприятного запаха.

      •   Нормальное нервно-психическое развитие ребенка.


     Правила гигиенического воспитания при осуществлении прикорма.

      •   Учить ребёнка пищу брать губами с ложечки. Насильно ребенку пищу в рот не вталкивать.

      •   Плотную пищу (сухарик, 1/2 яблока) давать в руку ребенку.

      •   К ~7 мес приучить ребёнка пить из чашки. Чашку вначале держит взрослый, а с 11-12 мес - предлагать ребенку держать её самостоятельно.

      •   К ~8 мес приучить ребенка сидеть за столом на специальном стуле.

      •   К ~8-9 мес приучить ребенка держать в руке ложечку и пользоваться ею.

      •   Научить использовать салфетку.

      •   Постоянно приучать к опрятности.


     Правила постепенного прекращения грудного кормления.

      •   Прекращение грудного кормления должно быть безболезненно для ребенка.

      •   Убеждаться, что ребенок потребляет достаточное количество пищи.

      •   С ~12 мес заменить утреннее грудное кормление кормлением цельным коровьим молоком или кефиром. Через 1-2 нед после этого подобным образом заменить вечернее грудное кормление.

      •   Стараться избегать ситуаций, которые напомнили бы ребенку о кормлении грудью.

      •   Демонстрировать ребенку свое внимание и любовь другими (кроме грудного кормления) способами.

      •   Не отталкивать ребенка, если он иногда будет настаивать на сосании груди.

      •   Не прекращать грудное вскармливание в весенне-летний период, при острых заболеваниях, при обострении хронических заболеваний, после прививок.

      •   Ограничить прием жидкости кормящей матерью.

Таблица.  Суточная потребность детей в основных витаминах и минеральных веществах.
Модификация:
1. Шабалов Н.П., ред. Неонатология. Двухтомник. 3-е изд., М., МЕДпресс-информ, 2004, 608 с.
2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература.

Вещество

Доза

Новорожденные Дети возрастом до 6 месяцев

1. Жирорастворимые витамины

1.1

Витамин А, МЕ (ретиноловый эквивалент, мкг)

500

1200

1.2

Витамин D, МЕ

120-195

375

1.3

Витамин Е, мг (α-токоферолового эквивалента)

400 (4,5)

400 (3)

1.4

Витамин К, мкг

15

5

2. Водорастворимые витамины

2.1

Аскорбиновая кислота (витамин С), мг

20

30

2.2

Фолиевая кислота, мкг

50

25

2.3

Тиамин (витамин Bj), мг

0,2

0,3

2.4

Рибофлавин (витамин В2), мг

0,4

0,4

2.5

Пиридоксин (витамин В6), мг

0,4

0,3

2.6

Ниацин, мг

5

5

2.7

Витамин В12, мг

0,5

0,3

2.8

Пантотеновая кислота, мг

2

2

2.9

Биотин, мкг

12

35

3. Минеральные вещества

3.1

Натрий, мг / кг

30

65-70

3.2

Хлор, мг / кг

45

80-90

3.3

Калий, мг / кг

50

70-75

3.4

Кальций, мг / кг

75

50-55

3.5

Фосфор, мг / кг

25-35

35-40

3.6

Магний, мг / кг

5-6

5-6

3.7

Железо, мг / кг

1

1

3.8

Цинк, мг / кг

0,3-0,5

0,5-1,0

3.9

Йод, мкг / кг

5-6

5-6


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Gropper S.S., Smith J.L., Groff J.I. Eds. Advanced Nutrition and Human Metabolism = Метаболизм и питание человека, 5th ed., Wadsworth, 2008, 623 p.
    Иллюстрированное учебное пособие
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  2. National Academy of Sciences. Nutrition Services in Perinatal Care = Перинатальное обслуживание. Питание небеременных, беременных и лактирующих женщин, 2nd ed., Committee on Nutritional Status During Pregnancy and Lactation, 1992, 129 p.
    Руководство.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  3. Subcommittee for a Clinical Applications Guide, Institute of Medicine Nutrition During Pregnancy and Lactation: An Implementation Guide = Питание женщин во время беременности и лактации, National Academy Press, 2014 (1992), 143 p.
    Руководство.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation



СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ТАБЛИЦЫ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ИЛЛЮСТРАЦИИ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ЛИТЕРАТУРА

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Соматология» = Visitors of section «Somatlogy» :