ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЁНКА [ breastfeeding ] Грудное вскармливание ребёнка - это естественное кормление ребёнка молоком его матери.
Во время беременности среда в полости матки является средой для развития клеток, тканей, органов и соматических систем зародыша. Нормальное внутриматочное развитие является необходимым условием для выживания и дальнейшего развития новорожденного ребёнка после родов.
Все потребности новорожденного в питательных веществах удовлетворяются при его естественном кормлении материнским молоком. Грудное молоко матери соответствует индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем.
Лактация - это совокупность процессов в организме женщины, результатом которых является синтез, резервирование и выведение молочными железами женщины молока, предназначенного для питания новорожденного ребёнка. Динамика лактации и состава грудного молока: (молозиво ──► переходное молоко ──► зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию. Лактация и кормление матерью новорожденного грудным молоком обеспечивают наилучшее физическое, психическое и духовное взаимодействие новорожденного с матерью.
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Мужская половая система = Male reproductive system.
2. Женская половая система = Female reproductive system.
3. Половой акт = Sexual act, sexual intercourse, heterosexual intercourse.
4. Оплодотворение = Fertilization.
5. Беременность = Pregnancy.
6. Роды = Parturition.
7. Развитие новорожденного ребёнка = New-born child development.
8. Лактация = Lactation.
9. Грудное вскармливание ребенка = Breastfeeding.
9.1. Питательная и энергетическая ценность грудного молока = Nutritional values of breastmilk.9.1. Питательная и энергетическая ценность грудного молока = Nutritional values of breastmilk.
9.2. Главные компоненты грудного молока и их функции = Major components of human milk and their function.
9.3. Антиинфекционные свойства грудного молока = Anti-infective properties of human milk.
9.4. Потребности кормящих матерей в питательных веществах и энергии = Nutritional and energy demands of lactating women.
9.5. Питание кормящих матерей во время лактации = Maternal nutrition during lactation.
9.6. Свободное вскармливание ребёнка = Feeding a baby "on demand" ("on cue" or "ad lib").
9.7. Вскармливание грудного ребенка в возрасте 1 мес - 1 год = Feeding infants 1-12 months of age.
9.8. Дополнительное подкармливание ребёнка = Complementary feeding of the child.
9.9. Психическое поведение ребёнка разного возраста и кормление = Infant psychosocial and breastfeeding behaviors by age.
9.10. Ритм cон / бодрствование ребёнка и кормление = Infant sleep / wake states with implications for breastfeeding.
10. Физикальная оценка новорожденного = Newborn physical assessment.
11. Контрацепция = Contraception.
16.4. Грудное вскармливание ребенка.
Физическое, психическое и духовное развитие детей в значительной степени зависит от их питания. Полноценным считается питание, удовлетворяющее потребностям детского организма в энергии и во всех необходимых питательных веществах. Такие потребности новорожденных детей и детей грудного возраста удовлетворяются при естественном грудном вскармливании, кормлении детей грудным материнским молоком в течение не менее 6 месяцев - 1,5 лет после рождения.
Грудное молоко матери в наибольшей степени соответствует всем индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем. Динамика лактации, динамика состава грудного молока (молозиво ──► переходное молоко ──► зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
Таблица. Десять ступеней успешного грудного вскармливания. Модификация: Gabbe S.G., Simpson J.L., Niebyl J., Galan H., Goetzl L., Jaunia E.R.M., Eds. Obstetrics: Normal and Problem Pregnancies. Churchill Livingstone, 2007, 1416 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Мероприятие |
1 |
Придерживаться принятых принципов грудного вскармливания. |
2 |
Изучить законодательство по вопросам здравоохранения и поддержки грудного вскармливания. |
3 |
Изучить сравнительные преимущества грудного вскармливания. |
4 |
Начинать грудное вскармливание не позже, чем через один час после родов. |
5 |
Изучить технику грудного вскармливания и поддержания лактации (даже в условиях отсутствия контактов с новорожденным). |
6 |
Без медицинских показаний не давать новорожденному никакой пищи или жидкости кроме грудного молока. |
7 |
Обеспечить совместное пребывание матери и новорожденного в течение всех 24-х часов суток. |
8 |
Содействовать индивидуальному режиму грудного кормления, выбираемому новорожденным (свободное грудное вскармливание). |
9 |
На первом этапе грудного вскармливания не давать новорожденному соску-пустышку. |
10 |
При нахождении после родов в клинике использовать групповой опыт обучения грудному вскармливанию. |
|
При достаточной интенсивности лактации у матери, ребёнок возрастом до 5-6 мес должен получать только грудное молоко. При этом нет необходимости вводить дополнительно жидкость, соки, и, тем более, ранний прикорм. Питательная ценность женского молока может быть относительно недостаточна для детей старше 6 мес. В частности, это связано с увеличением потребностей детей старше 6 мес в таких питательных веществах, как белки, витамины С, В12, фолиевая кислота и, особенно, минеральные вещества (железо, кальций, цинк, селен, магний). В связи с этим важно, чтобы в пищевой рацион дополнительно включались различные виды углеводов и пищевых жиров, отличных от тех, что присутствуют в женском молоке, в частности сахароза, крахмал, растительные масла. Их источниками могут быть овощи и фрукты, вводимые ребенку с соками и овощными пюре. Прежде всего может вводиться яблочный сок. Он характеризуется относительно низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью. В последующем можно рекомендовать сливовый, вишневый соки. Соки с высокой потенциальной аллергенностью (абрикосовый, черносмородиновый, персиковый, клубничный) рекомендуется давать детям возрастом не менее 6-7 мес. Для расчета объёма соков существует формула V, мл = n x 10, где n - число месяцев жизни (V не более 100 мл).
Если в первом полугодии жизни грудного ребенка все потребляемые им белки должны быть животного происхождения, то во втором полугодии жизни ребенка в его питание необходимо вводить растительный белок (~20%, источник минеральных веществ, пектина, клетчатки). В связи с этим в возрасте ребенка 5-6 мес в его рацион вводят прикорм в виде овощного пюре. Прикорм - это замена одного из грудных кормлений другими продуктами. Однако, кроме учета возраста ребенка (5-6 мес), для принятия решения о введении прикорма являются следующие основания:
• Угасание рефлекса выталкивания языком пищи при хорошем её проглатывании.
• Жевательные движения при попадании в рот соски или других предметов (готовность к жеванию).
• Прорезывание зубов.
• Повышенное слюноотделение. Усиление функции слюнных желёз происходит с 4-го мес.
• Уверенное умение сидеть. Интерес к пище.
• Отсутствие аллергических явлений от прикорма.
• Достаточная зрелость желудочно-кишечного тракта для усвоения небольшого количества густого прикорма без последствий расстройства пищеварения от приёма этого пищевого продукта.
Признаки достаточной зрелости желудочно-кишечного тракта для введения в пищевой рацион прикорма.
• Усиление функции слюнных желез с 3-4 мес.
• Увеличение кислотности и активности ферментов желудочно-кишечного тракта с 5 мес.
• Усиление функций поджелудочной железы с 5-6 мес.
• Снижение проницаемости слизистой оболочки кишечника. С 4 мес происходит созревание гликопротеидного компонента слизи.
• Балластные вещества и пищевые волокна, вводимые в пищевой рацион ребёнка, являются естественными сорбентами, предотвращающими возникновение гипокинетического синдрома системы пищеварения.
Если у кормящей грудью женщины достаточная лактация, то прикорм рационально вводить с ~6 мес. Более раннее введение другой пищи ведет к снижению сосательной активности ребенка и увеличивают вероятность развития аллергических реакций.
Введение первого овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (кабачки или цветная капуста). Затем ассортимент овощей постепенно расширяют: белокочанная капуста, картофель, морковь, репа, тыква, позднее - томаты, зеленый горошек. С овощами ребенок дополнительно получает тирозин и цистеин, необходимые для правильного развития.
Второй прикорм в виде молочной каши вводится через ~З нед после первого прикорма. Для этого используют безглютеновые злаки: рис, гречневая и кукурузная мука. Глютенсодержащие злаки могут вызвать у детей развитие глютеновой энтеропатии (целиакия).
Прикорм вводится постепенно, начиная с малых количеств, с одной-двух чайных ложек с постепенным увеличением до возрастной нормы. Прикорм необходимо давать с ложки, ребенок сам должен губами снять пищу с ложки. Можно использовать сухие каши быстрого приготовления.
Третий прикорм вводится с 7-8 мес: мясо в виде фарша (источник животного белка и железа), затем с 10 мес в виде фрикаделек, к году - в виде паровых котлет (при условии наличия зубов). Предварительно за 1-2 нед до третьего прикорма дают мясной бульон, 10-20-30 мл.
С 9-го мес жизни ребёнка вместо мяса можно 1-2 раза в неделю давать рыбу.
Таким образом, к 9-10 мес ребенок получает 3 прикорма и 2 грудных кормления - утром и вечером (на ночь). С 7-го мес можно давать 1/4 яичного желтка, с 8-го мес- 1/2 желтка.
Правила введения каждого прикорма:
• Начинать вводить прикорм только здоровому ребенку при нормальном стуле.
• Не вводить прикорм при изменении условий жизни ребенка (например, при переезде).
• Первый прикорм лучше давать во второе дневное кормление.
• В первый раз прикорм давать с малых количеств (с одной чайной ложки) в теплом виде перед кормлением грудью.
• Прикорм давать только с ложки.
• Прикорм вводить постепенно, увеличивая с 1-2 чайных ложек до 150 мл в одно кормление.
• Переход к новому виду прикорма возможен только после привыкания к предыдущему, но не ранее, чем через 3-4 нед.
Основные признаки адаптации ребенка к новой пище и показатели адекватности питания.
• Прибавка массы тела и роста в соответствии с возрастными нормами развития ребенка.
• Устойчивый нормальный аппетит ребенка.
• Спокойное поведение, преобладание положительных эмоций, нормальный сон ребёнка.
• Чистые кожные покровы ребёнка, отсутствие признаков аллергии.
• Нормальный стул ребёнка: оформленный или полуоформленный без непереваренных остатков и неприятного запаха.
• Нормальное нервно-психическое развитие ребенка.
Правила гигиенического воспитания при осуществлении прикорма.
• Учить ребёнка пищу брать губами с ложечки. Насильно ребенку пищу в рот не вталкивать.
• Плотную пищу (сухарик, 1/2 яблока) давать в руку ребенку.
• К ~7 мес приучить ребёнка пить из чашки. Чашку вначале держит взрослый, а с 11-12 мес - предлагать ребенку держать её самостоятельно.
• К ~8 мес приучить ребенка сидеть за столом на специальном стуле.
• К ~8-9 мес приучить ребенка держать в руке ложечку и пользоваться ею.
• Научить использовать салфетку.
• Постоянно приучать к опрятности.
Правила постепенного прекращения грудного кормления.
• Прекращение грудного кормления должно быть безболезненно для ребенка.
• Убеждаться, что ребенок потребляет достаточное количество пищи.
• С ~12 мес заменить утреннее грудное кормление кормлением цельным коровьим молоком или кефиром. Через 1-2 нед после этого подобным образом заменить вечернее грудное кормление.
• Стараться избегать ситуаций, которые напомнили бы ребенку о кормлении грудью.
• Демонстрировать ребенку свое внимание и любовь другими (кроме грудного кормления) способами.
• Не отталкивать ребенка, если он иногда будет настаивать на сосании груди.
• Не прекращать грудное вскармливание в весенне-летний период, при острых заболеваниях, при обострении хронических заболеваний, после прививок.
• Ограничить прием жидкости кормящей матерью.
Таблица. Суточная потребность детей в основных витаминах и минеральных веществах. Модификация: 1. Шабалов Н.П., ред. Неонатология. Двухтомник. 3-е изд., М., МЕДпресс-информ, 2004, 608 с. 2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература. |
№ |
Вещество |
Доза |
Новорожденные |
Дети возрастом до 6 месяцев |
1. Жирорастворимые витамины |
1.1 |
Витамин А, МЕ (ретиноловый эквивалент, мкг) |
500 |
1200 |
1.2 |
Витамин D, МЕ |
120-195 |
375 |
1.3 |
Витамин Е, мг (α-токоферолового эквивалента) |
400 (4,5) |
400 (3) |
1.4 |
Витамин К, мкг |
15 |
5 |
2. Водорастворимые витамины |
2.1 |
Аскорбиновая кислота (витамин С), мг |
20 |
30 |
2.2 |
Фолиевая кислота, мкг |
50 |
25 |
2.3 |
Тиамин (витамин Bj), мг |
0,2 |
0,3 |
2.4 |
Рибофлавин (витамин В2), мг |
0,4 |
0,4 |
2.5 |
Пиридоксин (витамин В6), мг |
0,4 |
0,3 |
2.6 |
Ниацин, мг |
5 |
5 |
2.7 |
Витамин В12, мг |
0,5 |
0,3 |
2.8 |
Пантотеновая кислота, мг |
2 |
2 |
2.9 |
Биотин, мкг |
12 |
35 |
3. Минеральные вещества |
3.1 |
Натрий, мг / кг |
30 |
65-70 |
3.2 |
Хлор, мг / кг |
45 |
80-90 |
3.3 |
Калий, мг / кг |
50 |
70-75 |
3.4 |
Кальций, мг / кг |
75 |
50-55 |
3.5 |
Фосфор, мг / кг |
25-35 |
35-40 |
3.6 |
Магний, мг / кг |
5-6 |
5-6 |
3.7 |
Железо, мг / кг |
1 |
1 |
3.8 |
Цинк, мг / кг |
0,3-0,5 |
0,5-1,0 |
3.9 |
Йод, мкг / кг |
5-6 |
5-6 |
|
Литература. Иллюстрации. References. Illustrations
Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта! Click here and receive access to the reference library!
- Gropper S.S., Smith J.L., Groff J.I. Eds. Advanced Nutrition and Human Metabolism = Метаболизм и питание человека, 5th ed., Wadsworth, 2008, 623 p.
Иллюстрированное учебное пособие Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- National Academy of Sciences. Nutrition Services in Perinatal Care = Перинатальное обслуживание. Питание небеременных, беременных и лактирующих женщин, 2nd ed., Committee on Nutritional Status During Pregnancy and Lactation, 1992, 129 p.
Руководство. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Subcommittee for a Clinical Applications Guide, Institute of Medicine Nutrition During Pregnancy and Lactation: An Implementation Guide = Питание женщин во время беременности и лактации, National Academy Press, 2014 (1992), 143 p.
Руководство. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ТАБЛИЦЫ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ИЛЛЮСТРАЦИИ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ЛИТЕРАТУРА
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|